Вы здесь

Back to top

Задачи

Cтратегические цели

Деятельность Минэнерго России как субъекта управления направлена на обеспечение достижения ряда стратегических целей страны. В соответствии со структурой целей, предусмотренной Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, цели Минэнерго России вносят вклад в достижение таких целей, как новое качество жизни, динамичная инновационная экономика, обеспечение национальной безопасности, сбалансированное региональное развитие и эффективное государство.

Полномочия Минэнерго России как субъекта бюджетного планирования по достижению целей Правительства Российской Федерации определяютсяПоложением о Министерстве.

Особенностью работы Минэнерго России по достижению поставленных целей и задач с точки зрения оценки результативности и бюджетной эффективности исполнения поставленных целей и задач является создание значительных внешних эффектов в результате бюджетных расходов.

Минэнерго России как субъект бюджетного планирования осуществляет деятельность во взаимодействии с другими органами исполнительной власти, профессиональным (экспертным) сообществом и саморегулируемыми организациями.

При определении целей и задач на очередной период планирования Минэнерго России рассматривает вопросы, отнесенные к его ведению, направления деятельности, закрепленные за Министерством в Сводном докладе Правительства Российской Федерации, и задачи других субъектов бюджетного планирования. Таким образом, для постановки задач и определения целевых значений показателей результативности Минэнерго России необходимо оперативно получать информацию о принимаемых решениях и намерениях субъектов бюджетного планирования, решающих смежные (сопряженные) задачи. В свою очередь, Министерство готово формулировать задачи для других субъектов бюджетного планирования – в вопросах, требующих межведомственной координации при выполнении задач Правительства Российской Федерации.

Сегодня развитие экономики заключается в достижении высоких устойчивых темпов экономического роста при позитивных сдвигах в структуре экономики и обеспечении качественного изменения характера роста — все более за счет производства наукоемкой и инновационной продукции промежуточных и высоких переделов, перехода от торговли товарами и сырьем к торговле технологиями и услугами.

Структурная политика должна быть дополнена научно-технической и технологической политикой, направленной на обновление основных фондов и создание научно-технического задела, разработку новых видов технологий, материалов, обеспечение энерго- и ресурсосбережения, усиление технического контроля и внедрение современных систем качества. Особое место должна получить национальная инновационная система и меры по созданию условий для внедрения в энергетику передовых технологий. Ключевое значение уже в ближайшей перспективе получит решение проблемы инфраструктурных ограничений экономического роста — развитие энергетики и соответствующей инфраструктуры.

Вырабатывая и реализуя государственную энергетическую политику, Министерство ориентируется на достижение трех стратегических целей.

Цель 1. Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и функционирования топливно-энергетического комплекса России

Данная цель предполагает эффективное и надежное обеспечение топливно-энергетическими ресурсами и соответствующими инфраструктурными услугами всех групп потребителей, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Цель 2. Развитие конкурентоспособности топливно-энергетического комплекса России

Эта цель относится, прежде всего, к сфере конкурентных отношений на внутреннем и внешних энергетических рынках в условиях открытой экономики, и опосредованно (через создание рабочих мест, увеличение доходов работников, развитие «человеческого капитала» и расширение доступного набора товаров и услуг) – к социальной сфере.

Цель 3. Укрепление позиций России на мировых энергетических рынках

Обозначенная цель определяет политику создания условий для достижения Россией лидирующих позиций в глобальной экономике посредством эффективного участия в мировом процессе управления энергетическим сектором.

Данный перечень целей определяет, во-первых, место и задачи Минэнерго России с точки зрения определенных в Сводном докладе задач Правительства Российской Федерации и, во-вторых, три основных направления деятельности Министерства – повышение эффективности, развитие конкурентоспособности и укрепление позиций на мировых рынках.

Этот же перечень целей можно трактовать следующим образом. С одной стороны, Минэнерго России в пределах своей сферы ведения создает и поддерживает необходимые институты, тем самым формируя производственную инфраструктуру (в том числе и за счет прямых инвестиций) для решения как своих задач, так и смежных ведомств. С другой стороны, Минэнерго России стимулирует возникновение инноваций и, как следствие, инвестиций, формируя нормативно-правовую базу и финансируя отдельные исследования.

При этом необходимо отметить, что в отношении каждого проекта в сфере топливно-энергетического комплекса на разных стадиях его жизненного цикла ставятся разные цели, то есть представленный в форме целевой программы проект по мере реализации может перемещаться в программной структуре расходов Минэнерго России как субъекта бюджетного планирования. Таким образом, одним из следствий работы по достижению каждой цели на разных этапах является постановка задач в рамках заявленных целей. На уровне задач данный перечень целей раскладывается на разные этапы управления: принятие решения о необходимости осуществления той или иной деятельности, разработка стратегии, обеспечение условий для работы прочих экономических агентов, самостоятельная реализация отдельных видов деятельности. При таком разделении в отношении одного объекта (например, отрасли) в зависимости от этапа цикла управления в разные годы ставятся разные задачи, объект управления может «переходить» между задачами либо в его отношении могут быть сформированы несколько ведомственных программ.

Учитывая важность топливно-энергетического комплекса в экономике России практически для всех ее секторов, косвенное влияние достижения стратегических целей Министерства, как было отмечено выше, просматривается практически для всех стратегических целей Правительства России.

Формирование и реализация национальных приоритетов и направлений внешней энергетической политики

Создание системы поддержки реализации внешней экономической политики:

продолжение практики заключения межправительственных соглашений, в т.ч. 

об избежании двойного налогообложения и защите инвестиций;

создание совместных банков и специализированных фондов, в т.ч. для финансирования проектов start-up;

выделение связанных государственных кредитов совместным предприятиям;

создание системы инжиниринговых центров обеспечивающих весь процесс от начала разработки до комплексной реализации инноваций в сфере ТЭК;

повышение координации при обучении и обмене специалистами;

создание информационных баз данных в посольствах и торгпредствах.

Активизация деятельности по изучению и освоению континентального шельфа:

разработка основных принципов международного сотрудничества в области изучения и освоения континентального шельфа и программы их реализации;

ускорение принятия государственной программы по изучению и освоению континентального шельфа Российской Федерации ;

осуществление необходимых организационных и финансовых мер в целях обоснования и закрепления внешней границы континентального шельфа Российской Федерации;

обеспечение кооперации с зарубежными партнерами по вопросам технологий и проектам в этой области.

Активизация деятельности по вопросам энергоэффективности, энергосбережению, возобновляемым источникам энергии и экологическим аспектам:

cоздание совместных инжиниринговых центров;

развитие рынка экспорта-импорта энергоэффективных технологий;

обеспечение активизации и расширения участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в данной области, как в двустороннем, так и в многостороннем формате, в том числе на базе Международного центра устойчивого энергетического развития.

Обеспечение лидерства России в отдельных направлениях «энергетики будущего»

Водородная энергетика                

Создание универсальных высокотемпературных водородных энергетических установок тепловой мощностью до 100 Мвт(т) при температурах пара до 1700-1800 К и давлениях до 10-12 МПа для применений в энергетике и энерготехнологии

Создание водородных систем аккумулирования энергии и покрытия неравномерностей графика нагрузки для АЭС, угольных ТЭС и энергоустановок с ВИЭ с коэффициентом рекуперации электроэнергии не менее 50% в интервале мощностей от 0,1 до 100 МВт

Термоядерная энергетика            

Овладение энергией термоядерного синтеза на базе отечественных инновационных технологий и продуктивного международного сотрудничества; начало промышленного производства термоядерной электроэнергии в России к 2050 году (экспериментальная установка ИТЭР – после 2015 г.; демонстрационная станция ДЕМО мощностью 1 ГВт – к 2030 г.).

Нанотехнологии                             

Разработка комплекса технических решений повышения эффективности энергетического оборудования в ТЭК за счет применения нанотехнологий 

Энергия морских приливов         

Разработка и строительство приливных электростанций в благоприятных  районах Баренцева и Охотского морей на основе передовых отечественных технологий с достижением суммарной установленной электрической мощности ПЭС до 12 ГВт к 2030г., реализация аналогичных проектов за рубежом.

Задачи укрепления позиций ведущих российских энергетических компаний за рубежом

Задачи укрепления позиций ведущий Российских энргетических компаний за рубежом

Овладение передовым менеджментом и управлением сложными энергетическими проектами, новыми передовыми энергетическими технологиями, в том числе при совместной разработке и внедрении в России экологически безопасных технологий и оборудования;

Стимулирование роста конкурентоспособности российских компаний на международной арене;

Активное участие российской стороны в технологических разработках;

Углубление разделения труда и повышение эффективности производства и экспорта всех основных видов энергоресурсов и технологий, в которых страна и ее компании имеют определенные (естественные и приобретенные в ходе инновационной деятельности) преимуществ;

Заключение межправительственных соглашений:

Европа

 - Словения, Австрия («Южный поток»)

 - Украина (новая договорно-правовая база в сфере ТЭК

 - Беларусь (оптимизация использования транспортной инфраструктуры, новые проекты)

Центральная Азия

 - Казахстан (Экибастузская ГРЭС-2, развитие нефтепроводных систем, атомная энергетика)

 - Таджикистан (Рогунская ГЭС, малые ГЭС, участие в развитии сетевых объектов)

 - Киргизия (электроэнергетика, Камбаратинская ГЭС)

Ближний Восток

 - Ирак (продвижение интересов российских компаний)

 - Иран (нефтегазовая отрасль, проекты российских компаний)

Дальний Восток

 - КНР (ответвление от ВСТО, «Восточное энергетическое кольцо», атомная энергетика)

 - Северная Корея (транзит газа)

Кавказ

 - Азербайджан (транзит азербайджанской нефти, сотрудничество в газовой отрасли)

 - Армения (атомная энергетика)

Латинская Америка

 - Венесуэла (изменения в соглашение по энергетике)

 - Никарагуа (гидро- и геотермальная электроэнергетика)

 - Куба (сотрудничество в нефтегазовой отрасли)

Задачи обеспечения стабильных условий на экспортных рынках

Формирование системы обеспечения долгосрочной устойчивости и предсказуемости на мировых энергетических рынках

обеспечение стабильных отношений с традиционными потребителями и выход на новые рынки;

развитие энергодиалога с региональными объединениями и международными организациями;

унификация и гармонизация национального законодательства и международного права;

разработка и принятие многосторонних и двусторонних межправсоглашений: 

по транзиту энергетических продуктов

по унификации технических условий совместной работы энергосистем с ЕЭС России

по техническому регулированию в энергетической сфере

Создание механизмов влияния на ценовую конъюнктуру на рынке углеводородов

приближение торговых площадок к производству и потреблению нефти, унификация правил (Санкт-Петербургская биржа);

использование национальных валют при расчетах;

использование при ценообразовании сортов нефти, добываемой в странах ОПЕК и России;

создание стратегических государственных резервов нефти и нефтепродуктов;

координация действий со странами-экспортерами: 

по нефти - ОПЕК, Венесуэла, Саудовская Аравия и др. 

по газу – ФСЭГ, Катар, Иран и др.

усиление влияния России в ФСЭГ