Вы здесь

Back to top

Часто задаваемые вопросы

Россия пережила трудный год, за период которого шла так называемая «ценовая война» в ТЭК. Как к этому адаптировался ваш энергетический сектор?

Сегодня мы живем в условиях другой действительности с точки зрения нефтегазового сектора. Во время предыдущего кризиса 2008-го года  ситуация была иной в части влияния на рынок стран ОПЕК. На текущую ситуацию оказывают влияние развитие новых технологий, в том числе добыча сланцевых углеводородов. Кроме того, большое влияние оказывают факторы, дестабилизирующие рынок. Я бы не стал говорить, что существует война цен, мы столкнулись с предсказуемой ситуацией: избыточное предложение по отношению к спросу привело к снижению цен на нефть.

Сейчас вы нашли новых партнеров и клиентов, таких как Китай и Турция. Вы ищите альтернативу Европе, которая каждый раз доставляет вам все больше проблем?

Европа для нас – важнейший стратегический партнер. На протяжении десятилетий мы являемся надежным поставщиком энергоресурсов. Существует уже готовая инфраструктура: я говорю не только о той, которая была построена в 60-е годы, но также о газопроводе «Ямал – Европа» и «Северном потоке». У нас есть много совместных проектов с европейскими странами, а иностранные инвестиции в наш нефтегазовый сектор составляют примерно 25%. Наши экономические отношения являются долгосрочными и продолжают развиваться. Примером непрерывности наших партнерских отношений стало событие, которое произошло в Испании. Почти все компании, которые сотрудничают с Россией, выразили свое желание расширять наши совместные проекты. Очень перспективным является рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, отношения с Китаем, Южной Кореей, Вьетнамом основываются на взаимном интересе. Одна из ключевых задач России является развитие территорий Восточной Сибири и Дальнего Востока, повышение уровня жизни населения.  

Какой документ применять СП 34-116-97 «Инструкция по проектированию, строительству и реконструкции промысловых нефтегазопроводов» или ГОСТ Р 55990-2014 «Месторождения нефтяные и газонефтяные. Промысловые трубопроводы. Нормы проектирования»?

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» документ СП 34-116-97 не является нормативно правовым актом и применяться не может.

2.В соответствии с Федеральными закономи от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» документы в области стандартизации, в том числе ГОСТ Р 55990-2014, применяются на добровольной основе.

В соответствии пунктом 2.6 Правил учета газа, утвержденных Приказом Минэнерго России от 30.12.2013 № 961 «при потреблении учету подлежит газ при входе на газопотребляющий объект». В этой связи просим разъяснить понятие «газопотребляющий объект».

Применяемое в Правилах учета газа понятие «газопотребляющий объект» подразумевает инженерно-технический комплекс, использующий газ в качестве топлива с целью выработки энергии, размещенный на одной обособленной территории (площадке).

В соответствии с пунктом 2.6 Правил учета газа при потреблении учету подлежит газ при входе на газопотребляющий объект.

В этой связи, если имеется 1 и более газопотребляющих объектов, средства измерения газа должны быть установлены при входе на каждый газопотребляющий объект.

Как определяется уровень напряжения при применении тарифана услуги по передаче электрической энергии, в том числе в случае еслиэнергопринимающее устройство потребителя электрической энергии (мощности) присоединенок объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, на которых происходит преобразование уровня напряжения (трансформация), опосредованно через объектытретьих лиц или бесхозные объекты?

В соответствии с пунктом 15(2) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 июля 2014 г. № 740, при расчете и применении цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированной по уровням напряжения в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, уровень напряжения в отношении каждой точки поставки определяется в следующем порядке:

в случае если энергопринимающее устройство потребителя электрической энергии (мощности) расположено в субъекте Российской Федерации, на территории которого введен в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике уровень напряжения ВН1, и присоединено, в том числе опосредованно через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или через бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства к объектам электросетевого хозяйства, переданным в аренду организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, принимается уровень напряжения ВН1;

в иных случаях, если граница раздела балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств и (или) иных объектов электроэнергетики потребителя электрической энергии (мощности) установлена на объектах электросетевого хозяйства, на которых происходит преобразование уровней напряжения (трансформация), принимается уровень напряжения, соответствующий значению питающего (высшего) напряжения указанных объектов электросетевого хозяйства;

в иных случаях, если энергопринимающее устройство и (или) иные объекты электроэнергетики потребителя электрической энергии (мощности) присоединены к электрическим сетям сетевой организации через объекты по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности), принимается наиболее высокий уровень напряжения, на котором объекты по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности) присоединены к электрическим сетям сетевой организации;

в иных случаях принимается уровень напряжения, на котором подключены энергопринимающие устройства и (или) иные объекты электроэнергетики потребителя электрической энергии (мощности), а в случае, если такие энергопринимающие устройства и (или) иные объекты электроэнергетики потребителя электрической энергии (мощности) подключены к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации опосредованно через объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или через бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, принимается уровень напряжения, на котором подключены объекты указанных лиц или бесхозяйные объекты к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации.

Учитывая изложенное, к энергопринимающим устройствам потребителей электрической энергии (мощности), опосредованно присоединенным к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, на которых происходит преобразование уровня напряжения (трансформация), применяется тот уровень напряжения, на котором подключены объекты иных лиц, не оказывающих услуги по передаче, или бесхозяйные объекты, через которые происходит опосредованное присоединение таких потребителей электрической энергии (мощности) к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации.

Как потребитель электрической энергии (мощности), не относящийся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, энергопринимающие устройства которого расположены на территории ценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности, обслуживающийся у гарантирующего поставщика, может сменить ценовую категорию?

В соответствии с пунктом 97 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442, (далее – Основные положения) гарантирующий поставщик определяет ценовую категорию для осуществления потребителем (покупателем в отношении потребителей), расчетов за электрическую энергию (мощность) по совокупности точек поставки в рамках границ балансовой принадлежности энергопринимающего устройства потребителя (совокупности энергопринимающих устройств потребителя, имеющих между собой электрические связи через принадлежащие потребителю объекты электросетевого хозяйства) в соответствии с указанным ниже порядком.

Потребители, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых в границах балансовой принадлежности менее 670 кВт (покупатели в отношении таких потребителей), осуществляют выбор ценовой категории самостоятельно с учетом положений пункта 97 Основных положений посредством уведомления гарантирующего поставщика в течение 1 месяца с даты принятия решения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствующем субъекте Российской Федерации (при этом выбранная ценовая категория применяется для расчетов за электрическую энергию (мощность) с даты введения в действие указанных тарифов на услуги по передаче электрической энергии) и имеют право выбрать:

первую ценовую категорию - при условии выбора одноставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии;

вторую ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими получать данные о потреблении электрической энергии по зонам суток, при условии выбора одноставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии;

третью ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии выбора одноставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии;

четвертую ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии выбора двухставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии или осуществления расчетов по двухставочному варианту тарифа на услуги по передаче электрической энергии без выбора варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии;

пятую ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии выбора одноставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии и включения в договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) условия о планировании объемов потребления электрической энергии по часам суток;

шестую ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии выбора двухставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии или осуществления расчетов по двухставочному варианту тарифа на услуги по передаче электрической энергии без выбора варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии, а также при включении в договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) условия о планировании объемов потребления электрической энергии по часам суток.

Потребители с максимальной мощностью не менее 670 кВт осуществляют выбор ценовой категории самостоятельно с учетом положений настоящего пункта посредством уведомления гарантирующего поставщика в течение 1 месяца с даты принятия решения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствующем субъекте Российской Федерации (при этом выбранная ценовая категория применяется для расчетов за электрическую энергию (мощность) с даты введения в действие указанных тарифов на услуги по передаче электрической энергии) и имеют право выбрать:

третью ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии выбора одноставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии;

четвертую ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии выбора двухставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии или осуществления расчетов по двухставочному варианту тарифа на услуги по передаче электрической энергии без выбора варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии;

пятую ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии выбора одноставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии и включения в договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) условия о планировании объемов потребления электрической энергии по часам суток;

шестую ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии выбора двухставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии или осуществления расчетов по двухставочному варианту тарифа на услуги по передаче электрической энергии без выбора варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии, а также при включении в договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) условия о планировании объемов потребления электрической энергии по часам суток.

Изменение ценовой категории в рамках требований, предусмотренных пунктом 97 Основных положений, осуществляется путем направления уведомления гарантирующему поставщику за 10 рабочих дней до начала расчетного периода, с которого предполагается изменить ценовую категорию. При этом изменение уже выбранного на текущий период регулирования (расчетный период регулирования в пределах долгосрочного периода регулирования в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике) варианта расчета за услуги по передаче электрической энергии не допускается, если иное не предусмотрено настоящим документом, а также указанными Основами ценообразования.

В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 (далее – Основы ценообразования) для расчетов за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, потребители (за исключением населения и (или) приравненных к нему категорийпотребителей, потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены, в том числе опосредованно, к объектам электросетевого хозяйства и (или) их частям, входящим в единую (общероссийскую) электрическую сеть, в том числе к объектам, переданным в аренду организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, илигарантирующих поставщиков (энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций), действующих в интересах указанных потребителей), самостоятельно выбирают вариант тарифа на период регулирования путем направления письменного уведомления в сетевую организацию (гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации, энергоснабжающей организации), действующему в интересах указанных потребителей) в течение 1 месяца со дня официального опубликования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении соответствующих цен (тарифов). Указанные лица вправе (в том числе в течение периода регулирования) в предусмотренных Основами ценообразования случаях выбрать двухставочную цену (тариф), если энергопринимающие устройства, в отношении которых оказываются услуги по передаче электрической энергии, оборудованы приборами учета, позволяющими получать данные о потреблении электрической энергии по часам суток со дня, указанного в уведомлении, но не ранее дня ввода в эксплуатацию соответствующих приборов учета. Выбранный вариант тарифа применяется для расчетов за услуги по передаче электрической энергии со дня введения в действие указанных тарифов.

Гарантирующие поставщики (энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации) обязаны в течение 5 дней со дня получения соответствующего уведомления потребителя направить информацию о выбранном варианте тарифа в сетевую организацию, с которой заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии в интересах данного потребителя.

В соответствии с пунктом 15(1) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861 изменение варианта цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии, применяемого в отношении соответствующего потребителя электрической энергии (мощности) в соответствии с Основами ценообразования, по истечении 1 месяца со дня официального опубликования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении соответствующих цен (тарифов) допускается только при согласовании потребителем услуг указанного изменения с сетевой организацией.

 

Когда производитель электрической энергии имеет право реализовывать выработанную им электрическую энергию на розничных рынках электрической энергии и в каком порядке?

В соответствии с пунктом 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442, (далее – Основные положения)производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке является собственник или иной законный владелец объекта по производству электрической энергии (мощности), который входит в Единую энергетическую систему России, в отношении которого на оптовом рынке электрической энергии и мощности (далее - оптовый рынок) не зарегистрированы группы точек поставки и установленная генерирующая мощность которого составляет менее 25 МВт.

Если установленная мощность равна либо превышает 25 МВт производитель электрической энергии (мощности) может реализовывать выработанную им электрическую энергию (мощность) на розничных рынках электрической энергии только при условииподтверждения советов рынка в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1172, нераспространения требования законодательства Российской Федерации об электроэнергетике о реализации производимой электрической энергии (мощности) только на оптовом рынке.

В технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, собственник или иной законный владелец объекта по производству электрической энергии (мощности) любой установленной мощности является производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии.

К производителю электрической энергии (мощности) на розничном рынке также приравнивается субъект розничных рынков, соответствующий одновременно следующим условиям:

субъект розничных рынков владеет на праве собственности или на ином законном основании объектом по производству электрической энергии (мощности) и энергопринимающими устройствами, соединенными принадлежащими этому субъекту на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, по которым осуществляется передача всего объема или части объема электрической энергии, потребляемой указанными энергопринимающими устройствами такого субъекта;

в отношении указанных объектов по производству электрической энергии (мощности) и энергопринимающих устройств такого субъекта не зарегистрированы группы точек поставки на оптовом рынке;

на субъекта розничного рынка в части указанных объектов по производству электрической энергии (мощности) не распространяется требование законодательства Российской Федерации об электроэнергетике о реализации производимой электрической энергии (мощности) только на оптовом рынке.

В соответствии с пунктом 62 Основных положений производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках участвуют на розничных рынках в отношениях по продаже электрической энергии (мощности), производимой на соответствующих объектах по производству электрической энергии (мощности), в следующем порядке:

производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках, функционирующих на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, в порядке, предусмотренном пунктами 64 - 652 Основных положений, могут продавать выработанную ими электрическую энергию (мощность) гарантирующим поставщикам, энергосбытовым организациям, потребителям и сетевым организациям;

производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках, функционирующих на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, в порядке, предусмотренном пунктами 65(1), 65(2) и разделом VII Основных положений, могут продавать выработанную ими электрическую энергию (мощность) гарантирующим поставщикам, потребителям и сетевым организациям;

производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках, функционирующих в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, в порядке, предусмотренном разделом VIIIОсновных положений, могут продавать выработанную ими электрическую энергию (мощность) гарантирующим поставщикам и потребителям электрической энергии (мощности).

Что такое безучетное и бездоговорное потребление электроэнергии и как определяется их стоимость и объем?

В соответствии с пунктом 2 Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 (далее – Основные положения) бездоговорное потребление электрической энергии это самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.

Безучетным потреблением называется потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и Основных положений порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

В соответствии с пунктом 196 Основных положений объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется расчетным способом, предусмотренным пунктом 2 приложения № 3 к Основным положениям, за период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии, но не более чем за 3 года. При этом период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии в виде самовольного подключения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства, определяется с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где позже был выявлен факт бездоговорного потребления электрической энергии, до даты выявления факта бездоговорного потребления и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.

В соответствии с пунктом 195 Основных положений объем безучетного потребления электрической энергии определяется с применением расчетного способа, предусмотренного подпунктом «а» пункта 1 приложения № 3 к Основным положениям.

При этом в отношении потребителя, при осуществлении расчетов за электрическую энергию с которым используется ставка за мощность, помимо объема безучетного потребления электрической энергии также определяется величина мощности, приобретаемой по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности), и величина мощности, оплачиваемой в части услуг по передаче электрической энергии, исходя из почасовых объемов потребления электрической энергии, определяемых в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 приложения № 3 к Основным положениям.

Объем безучетного потребления электрической энергии (мощности) определяется с даты предыдущей контрольной проверки прибора учета (в случае если такая проверка не была проведена в запланированные сроки, то определяется с даты, не позднее которой она должна была быть проведена в соответствии с Основными положениями (не реже 1 раза в год) до даты выявления факта безучетного потребления электрической энергии (мощности) и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.

Стоимость электрической энергии в определенном в соответствии с пунктом 195 Основных положений объеме безучетного потребления включается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в выставляемый потребителю (покупателю) счет на оплату стоимости электрической энергии (мощности), приобретенной по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности), за тот расчетный период, в котором был выявлен факт безучетного потребления и составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии. Указанный счет также должен содержать расчет объема и стоимости безучетного потребления. Потребитель (покупатель) обязан оплатить указанный счет в срок, определенный в договоре, обеспечивающем продажу электрической энергии (мощности).

С даты составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии объем потребления электрической энергии (мощности) и объем оказанных услуг по передаче электрической энергии определяются в порядке, предусмотренном требованиями пункта 166 Основных положений к расчету объемов потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии для случая непредоставления показаний прибора учета в установленные сроки начиная с 3-го расчетного периода.

В соответствии с пунктом 84 Основных положений стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного бездоговорного потребления электрической энергии (далее - стоимость объема бездоговорного потребления) рассчитывается сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, и взыскивается такой сетевой организацией с указанного лица на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии, составленного в соответствии с разделом X Основных положений.

Стоимость объема бездоговорного потребления за весь период осуществления такого потребления на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, рассчитывается по нерегулируемой цене, определенной за расчетный период, в котором составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии, как сумма следующих составляющих:

- средневзвешенная нерегулируемая цена на электрическую энергию на оптовом рынке, определенная по результатам конкурентных отборов на сутки вперед для балансирования системы коммерческим оператором за последний расчетный период, в отношении которого она определена и официально опубликована коммерческим оператором;

- произведение коэффициента оплаты мощности, равного 0,002824, и средневзвешенной нерегулируемой цены на мощность на оптовом рынке за последний расчетный период, в отношении которого она определена и официально опубликована коммерческим оператором;

- тариф на услуги по передаче электрической энергии на соответствующем уровне напряжения;

сбытовая надбавка гарантирующего поставщика;

плата за иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, определяемая в соответствии с пунктом 101 Основных положений.

Стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного безучетного потребления электрической энергии (далее - стоимость объема безучетного потребления) рассчитывается и взыскивается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) с потребителя по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии, составленного в соответствии с разделом X Основных положений.

Стоимость объема безучетного потребления по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) рассчитывается по ценам на электрическую энергию (мощность), определяемым и применяемым в соответствии с Основными положениями за расчетный период, в котором составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии, а также условиями договора.

Стоимость объема бездоговорного потребления и стоимость объема безучетного потребления в отношении потребления населением и приравненными к нему категориями потребителей определяются исходя из регулируемых цен (тарифов), установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для населения и приравненных к нему категорий потребителей и применяемых для расчетного периода, в котором составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии.

Также в соответствии с пунктом 121 Основных положений в связи с выявлением факта бездоговорного потребления электрической энергии сетевая организация (лицо, не оказывающее услуги по передаче электрической энергии), к объектам электросетевого хозяйства которой технологически присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, обязана обеспечить введение полного ограничения режима потребления такого лица в установленном 121 пунктом Основных положенийпорядке.

Чем грозит отсутствие прибора учета электрической энергии?

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Пунктом 136 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442 (далее – Основные положения), предусмотрено определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных:

с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета;

при отсутствии приборов учета и в определенных в настоящем разделе случаях - путем применения расчетных способов, предусмотренных Основными положениями и приложением № 3.

В силу п. 181 Основных положений для расчета объема потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии в отсутствие прибора учета, если иное не установлено в пункте 179 Основных положений, вплоть до даты допуска прибора учета в эксплуатацию объем потребления электрической энергии в соответствующей точке поставки определяется расчетным способом в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 приложения № 3 к Основным положениям исходя из максимальной мощности энергопринимающих устройств и 24-часовой работы энергопринимающих устройств. Если в договоре энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии (мощности)) отсутствуют данные о максимальной мощности, то ее величина определяется исходя из допустимой длительной токовой нагрузки вводного провода (кабеля), номинального фазного напряжения, коэффициента мощности при максимуме нагрузки (при отсутствии данных в договоре коэффициент принимается равным 0,9) и 24-часовой работы энергопринимающих устройств.

В отношении потребителя, в расчетах с которым используется ставка за мощность, в расчетном способе используются также и почасовые объемы потребления электрической энергии в соответствующей точке поставки, рассчитанные в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 приложения № 3 к Основным положениям исходя из объема потребления электрической энергии в соответствующей точке поставки (мощности).

Необходимо отметить, что перечисленные выше расчетные способы определения объема потребленной электрической энергии применяются и в случае неисправности, утраты или истечения срока межповерочного интервала расчетного прибора учета либо его демонтажа в связи с поверкой, ремонтом или заменой, начиная с третьего расчетного периода.

Что такое величина максимальной мощности и существуют ли штрафные санкции за потребление электрической энергии свыше величины максимальной мощности?

В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861, максимальной мощностьюназывается наибольшая величина мощности, определенная к одномоментному использованию энергопринимающими устройствами (объектами электросетевого хозяйства) в соответствии с документами о технологическом присоединении и обусловленная составом энергопринимающего оборудования (объектов электросетевого хозяйства) итехнологическим процессом потребителя, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах.

Максимальная мощность является существенным условием договора оказания услуг по передаче электрической энергии и договора энергоснабжения.

Стоит отметить, что договоры, заключенные с нарушением установленных требований к их заключению и (или) содержащие условия, не соответствующие установленным требованиям, могут быть признаны недействительными полностью или в какой-либо части в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

В случае если в документах о технологическом присоединении величина максимальной мощности энергопринимающих устройств не указана и (или) если документы о технологическом присоединении утеряны, потребитель электрической энергии (мощности) вправе обратиться в сетевую организацию с заявлением о восстановлении (переоформлении) документов о технологическом присоединении в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861.

Действующим законодательском об электроэнергетике не предусмотрено штрафных санкций финансового характера за превышение максимальной мощности.

Вместе с тем в случае нарушения потребителя своих обязательств, выразившееся в подключении потребителем к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам электропотребляющего оборудования, повлекшем нарушение характеристик технологического присоединения, указанных в документах о технологическом присоединении, в том числе и потребления электроэнергии свыше максимальной мощности, сетевая организация или сбытовая организация, гарантирующий поставщик вправе ввести ограничение режима потребления электрической энергии в порядке, предусмотренном Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442.

Кто и за чей счет должен производить замену прибора учета электрической энергии?

В соответствии со статьей 210 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.

Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи (статья 13 Закона об энергосбережении), если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

Положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.

В соответствии с пунктом 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Таким образом, на основании вышеуказанных норм учет электрической энергии должен быть обеспечен за счет средств собственника квартиры.

Правомерна ли установка прибора учета электрической энергии на опоре возле земельного участка?

В соответствии с п. 144 Основных положений, приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка – потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее – смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с Основными положениями, с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

В соответствии с п. 145 Основных положений обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей приборами учета возлагается на собственника энергопринимающих устройств. Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.

В соответствии с п. 147 Основных положений места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании.

Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, установлены приложением № 1 к приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 627.

Учитывая изложенное, Департамент развития электроэнергетики считает возможным перенос прибора учета электрической энергии в доступное для проверяющих место при соблюдении вышеуказанных нормативных правовых актов.

 

Кто и за чей счет осуществляет действия по перепрограммированию приборов учета электрической энергии?

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2014 № 1465 «Об особенностях определения объемов (количества) электрической энергии с использованием приборов учета после сезонного перевода времени» организацию перепрограммирования обеспечивают исполнители коммунальной услуги по электроснабжению.

Перепрограммирование осуществляется без взимания платы с потребителей.

Затраты на осуществление действий по перепрограммированию, понесенные в период начиная со дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исчислении времени», но не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления, учитываются при определении регулируемых цен (тарифов) в установленном порядке.

Каковы особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных на территории СНТ?

Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии,  а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила).

Согласно пункту 2(2) Правил действие указанных Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению либо его членам, а также гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, максимальная мощность которых изменяется.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

В соответствии с пунктом 8(5) Правил в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению либо его членам, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию указанным некоммерческим объединением либо его представителем.

В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию непосредственно гражданами, ведущими садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, или иными лицами.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого объединения.

В случае если технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого объединения, указанные граждане заключают с этим объединением договор использования объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования в соответствии с Законом.

При этом садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение не вправе препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории этого объединения.

Почему так высоки цены на электрическую энергию?

В настоящее время стоимость электрической энергии для конечных потребителей, в том числе для населения, складывается исходя из стоимости ее приобретения на оптовом и розничных рынках электрической энергии и мощности (стоимости ее производства), расходов на ее передачу по электрическим сетям, расходов на сбытовую деятельность и стоимости иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям (инфраструктурные платежи).

С 1 января 2011 г. с окончанием переходного периода реформирования электроэнергетики 100% объемов электроэнергии и мощности для всех групп потребителей, за исключением населения и приравненных к нему групп потребителей, поставляется по нерегулируемым ценам.

В либерализованном секторе энергетики (генерация) цены на электрическую энергию (мощность) складываются под воздействием спроса и предложения, их рост определяется ростом цен на котельно-печное топливо (газ, уголь и мазут), вводом новых мощностей электростанций, а также факторами внутреннего спроса.

Необходимо отметить, что население оплачивает электрическую энергию по тарифам ниже экономически обоснованного уровня, перекладывая затраты на прочих,  в основном, крупных промышленных потребителей, в 2014 году объем указанного перекрестного субсидирования составил порядка 245 млрд рублей.

В соответствии со Стратегией электросетевого комплекса, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 511-р, поставлена целевая задача сократить размеры перекрестного субсидирования к 2022 году до оптимального уровня, равного величине субсидирования наименее обеспеченных домохозяйств (порядка 50 млрд рублей в ценах 2012 года).

В целях снижения объемов перекрестного субсидирования промышленностью населения предусмотрены, в том числе следующие меры:

введение социальной нормы потребления электрической энергии населением и доведения тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению сверх социальной нормы потребления, до экономически обоснованного уровня;

изменение понижающего коэффициента для потребителей группы «население с электроплитами» и (или) проживающего в сельской местности;

оптимизация операционной и инвестиционной деятельности субъектов электроэнергетики;

дальнейшее совершенствование методов тарифного регулирования (применение сравнительного анализа);

ограничение деятельности неквалифицированных территориальных сетевых организаций (принято постановление Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184).

Отмечаем также,  что   в прошедшем году был принят ряд решений по отказу от ранее запланированной индексации тарифов субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики, в частности,  в отношении услуг по передаче электрической энергии.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 - 2017 годов, разработанный Минэкономразвития России,  предполагает,  что индексация тарифов для населения в 2015 - 2017 гг. будет производиться лишь по уровню прогнозируемой инфляции предшествующего года плюс 1 процент.

Таким образом, индексация составит с 1 июля 2015 г. - 8,5%, с 1 июля 2016 г. - 6,5%, с 1 июля 2017 г. - 5,5% (без учета введения социальной нормы потребления).

При этом для выполнения инвестиционных программ и поддержания требуемого уровня надежности и качества услуг от дочерних обществ ОАО «Российские сети» потребуется сократить издержки. Стратегией развития электросетевого комплекса Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 511-р) предусмотрено снижение удельных инвестиционных издержек на 30%, удельных операционных издержек на 15%, а также снижение потерь не менее чем на 11% к 2017 году по сравнению с уровнем 2012 года.

Кроме того, в целях ограничения резкого роста цен (тарифов) для всех категорий потребителей электрической энергии в настоящее время Минэнерго России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти реализует План мероприятий по ограничению конечной стоимости товаров и услуг инфраструктурных компаний при сохранении их финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности, утвержденный Правительством Российской Федерации 11.11.2013 № 6732п-П9.

Реализация указанного Плана предусматривает в первую очередь меры по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности территориальных сетевых организаций, в том числе оптимизацию операционных и инвестиционных расходов.

По мнению Департамента развития электроэнергетики, реализация всех указанных выше мероприятий позволит в конечном итоге снизить тарифную нагрузку на потребителей.

При этом отмечаем, что полный отказ от пересмотра регулируемых тарифов способен привести к срыву реализации ремонтных и инвестиционных программ субъектов естественных монополий,   и как следствие,  – к техногенным авариям,  значительному снижению уровня надежности энерго- и топливообеспечения, банкротствам системообразующих организаций российской экономики с существенными негативными социально-экономическими последствиями.

 

Обеспечение энергетической безопасности государств на сегодняшний день является общемировой задачей. Каково понимание «энергетическая безопасность» с точки зрения Минэнерго России в современных условиях? Каким признакам должна удовлетворять система, отвечающая этим требованиям?

Энергетическая безопасность всовременном понимании– это состояние защищённости страны, её граждан, общества, государства, экономики от угроз надёжному топливо- и энергообеспечению. Эти угрозы определяются как внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, так и состоянием и функционированием энергетического сектора страны.

Основными задачами в этой связи являются своевременное выявление назревающих угроз, своевременная и адекватная реакция
на текущую ситуацию в целях обеспечения эффективности работы энергосистемы.

Минэнерго России стремится к формированиюэлектроэнергетической системы, которая полностью отвечает современным требованиям надёжности, энергоэффективности, технологической и экологической безопасности.

Для достижения этих целей разработан законопроект, который позволяет определить полномочия федеральных органов исполнительной власти по разработке и утверждению обязательных требований к обеспечению надёжности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, имеющих базовое значение для сохранения технического единства отрасли и её развития. К числу обязательных относятся требования к функционированию электроэнергетических систем, объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей в их составе, федеральные нормы и правила безопасности объектов электроэнергетики и в то же время энергопринимающих установок потребителей, требования к устойчивости и надёжности электроэнергетических систем и планированию их развития. Помимо этого – требования к параметрам и режимам работы объектов электроэнергетики, РЗА, включая противоаварийную и режимную автоматику, требования к работе с персоналом в электроэнергетике.

В настоящее время данный законопроект внесён на рассмотрение в Правительство Российской Федерации.

Какие конкретные проекты сегодня реализуются в России в целях укрепления энергобезопасности государства?

Ключевые проекты, способствующие повышению энергобезопасности России, сегодня сосредоточены на самых проблемных направлениях: в Крымском федеральном округе, г. Калининграде, а также на Дальнем Востоке, который становится новой точкой роста российской экономики.

Сложная политическая ситуация в мире, зависимость от транзита электроэнергии и энергоресурсов через недружественно настроенные
к России прибалтийские страны, поставили Калининградскую область на грань энергетической изоляции. В связи с этим, было принято решение о полном обеспечении эксклава собственной электроэнергией за счёт строительства собственной генерации и электросетевой инфраструктуры, решения вопросов по газообеспечению региона.

Помимо этого, по итогам организованных проверок были выявлены и устранены нарушения в работе действующих агрегатов
и значительно доработана действующаяв Калининградской области энергосистема.

Одним из приоритетных направлений работы Минэнерго России является Республика Крым. Несмотря на ряд превентивных мероприятийи мер поддержки функционирования энергосистемы полуостровапрошлогодняязима оказалась очень сложнойи продемонстрировала острую необходимость объединения Крымской энергосистемы с ЕНЭС России.

Помимо других механизмов на фундаментальное решение вопроса обеспечения энергобезопасности Крыма нацелена федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», в рамках которой предусмотрено модернизация объектов генерации, электросетевого комплекса, газотранспортной системы, а также строительство9 новыхобъектов электросетевого комплекса: 2 объекта на территории Ростовской области и Краснодарского края, 6 объектов в Крыму и подводный кабельный переходчерез Керченский пролив.Согласно плановым расчетам уже в 2017 г. полуостров обретет полную энергетическую независимость с учётом перспективного развития Крымского федерального округа.

Что касается развития энергетики Дальнего Востока, то этот проект связан прежде всего с динамичным развитием региона и становлением его как крупного транспортного и промышленного центра страны. Среди основных приоритетов отрасли – обеспечение энергоснабжения Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, что предусматривает строительство и реконструкцию магистральных сетей БАМа и Транссиба в границах Восточного полигона ОАО «РЖД», а также надёжное энергоснабжение потребителей Восточной Сибири и Дальнего Востока.

В регионе ведутся работы по строительству Усть-Среднеканской и Нижне-Бурейской ГЭС, реализуются проекты по строительству протяжённых магистральных электрических сетей. Также ОАО «РусГидро» ведет работу по запуску четыре тепловых станции: Якутская ГРЭС-2 (1-я очередь), Сахалинская ГРЭС-2 (1-я очередь), Благовещенская ТЭЦ (2-я очередь), ТЭЦ в г. Советская гавань.

В последние годы в связи с увеличивающейся плотностью электрических нагрузок всё большую остроту в области обеспечения энергобезопасности приобретают вопросы, связанные с предупреждением масштабных технологических нарушений, вызванных экстремальными погодными явлениями – наводнения, ураганы, землетрясения, ледяной дождь и т.п. – и уменьшением последствий их воздействия. Какие изменения должны произойти в электросетевом комплексе России в этом направлении?

Массовая аварийность в энергоснабжении, как правило, проявляется во время природных катаклизмов. Ледяные дожди, наводнения, пожары, ураганы стали практически неотъемлемой частью нашей жизни. Часто природные аномалии происходят в тех регионах, где ещё несколько лет назад они считались невозможными. В связи с этим, работникам электросетевого комплекса необходимо постоянно быть начеку: какой бы высокотехнологичной и совершенной ни была электросетевая инфраструктура, всё равно приходится сталкиваться с определёнными проблемами в обеспечении стабильного энергоснабжения.

Главной задачей в подобных условиях является минимизация ущерба от разрушительных природных явлений и максимально быстрое восстановление энергоснабжения потребителей в пострадавших районах. В этом отношении электросетевой комплекс  за последние несколько лет сделал большой шаг вперёд: за последние 3 года среднее время на восстановление энергоснабжения бытового потребителя сократилось с 2 суток до 3 часов.

Помимо этого, с каждым годом поступательно сокращается общая аварийность на объектах энергетики, причём основная доля этого снижения приходится на электросетевые компании.

Каждая нештатная ситуация, каждая крупная авария – сигнал о том, на каких направлениях необходимо сосредоточить внимание государства и всех участников рынка.

Проводимая по данному направлению работа фактически является залогом повышения энергобезопасности населения страны.

Обеспечение энергетической безопасности зависит от многих факторов, в том числе и от снижения зависимости электроэнергетического комплекса от импортного оборудования, материалов, технологий. Какие меры поддержки предусматривает государство для компаний, решивших вплотную заняться проблемой импортозамещения? Существуют ли программы, предусматривающие в кратчайшие сроки импортозамещение по основным видам оборудования?

Сегодня российский топливно-энергетический комплекс очевидно зависим от зарубежных продуктов и технологий,и этот факт обуславливает необходимость замены импортных поставок равноценными отечественными.

Тема очень обширна и многогранна. Она постоянно поднимается на всех профессиональных, государственных, общественных площадках, в том числе и в прессе, ведь она напрямую затрагивает вопрос обеспечения энергобезопасности страны.

Электросетевой комплекс нуждается в постоянном обновлении. Однако по причине отсутствия отечественных образцов российские компании зачастую вынуждены использовать импортное оборудование – КРУЭ, трансформаторы, силовой кабель. Тем не менее с учетом реалий активно создаются предпосылки к тому, чтобы в ближайшее время данныевиды продукции была замещена конкурентоспособными российскими аналогами.

В настоящее время определены приоритетные направления по импортозамещению в отрасли до 2020 г. и меры соответствующей господдержки, в т.ч. кредитование ключевых инвестпроектов с льготной кредитной ставкой 5% годовых из Фонда развития промышленности, субсидирование уплаты процентов по кредитам, взятым в 2014–2016 гг. на реализацию новых комплексных инвестпроектов, проведение НИОКР, компенсация затрат на проведение пилотных проектов в области инжиниринга и промышленного дизайна, налоговые преференции для приоритетных отечественных производителей по налогу на прибыль и налогу на имущество. Помимо указанных мер ведётся разработка механизма стимулирования заказчиков на приобретение оборудования отечественного производства.

Тема импортозамещения является одновременно и важнейшим вызовом, и открывает большие перспективы для отечественных предприятий, производства которых работают не на полную мощность, а лишь на 50-80%. При сложившейся ситуации, энергокомпании готовы на долгосрочное сотрудничество с российскими производителями при условии соблюдения ими сроков поставки продукции и необходимого баланса «цена-качество», соответствующего существующим техническим стандартам компаний.

Реализация указанного отраслевого плана импортозамещения предполагает следующее увеличение доли отечественного оборудования в топливно-энергетическом комплексе России:

В свою очередь энергокомпаниями ведется разработка и реализация комплекса мер, направленных на плановое и поэтапное замещение закупки иностранной продукции (работ, услуг) закупкой эквивалентной по техническим характеристикам и потребительским свойствам российской продукции (работ, услуг), используемой при осуществлении инвестиционных проектов и текущей деятельности, исходя из принципов экономической целесообразности и технологической обоснованности.

Каково состояние российской электроэнергетической отрасли на сегодняшний день? Существует ли документ, предусматривающий плановое развитие отрасли на средне- или долгосрочную перспективу?

Темпы старения основного оборудования электрических станций и сетей за последние 5 лет значительно снизились: по турбоагрегатам на 70 %, по силовым трансформаторам на 90 %.Это во многом обусловлено активными вводами в эксплуатацию нового оборудования и увеличением состава оборудования, выводимого из эксплуатации.

По котлоагрегатам наблюдается наименее активное снижение всего в 1,1 раза, но такое изменение не является критичным, поскольку процесс связан со структурой вводимых мощностей в тепловой электроэнергетике, где используются современные парогазовые технологии и отсутствуют котлоагрегаты.

На протяжении последних трех лет объемы годового планирования капитальных и средних ремонтов основного оборудования и ЛЭП электрических станций и сетей остаются в пределах средних многолетних значений.

Итоговые показатели выполнения годовых планов ремонтов по всем видам основного оборудования за этот период имеют положительную динамику.

В целях определения целей и задач, приоритетов и ориентиров, механизмов государственной энергетической политики, обеспечивающих достижение намеченных целей, долгосрочного развития энергетического сектора России утверждена Энергетическая стратегия России на период до 2030 г.

При этом в рамках предусмотренного внесения необходимых изменений
в Стратегию не реже одного раза в 5-летний период, а также с учетом меняющихся внешних и внутренних условий Правительством Российской Федерации было принято решение о корректировке Энергетической стратегии России на период до 2030 г. с ее пролонгацией до 2035 г.

Стратегия до 2035 г. во многом является преемственной по отношению к Стратегии до 2030 г.:целидокументовидентичны, в свою очередь задачисущественно расширены и уточнены, изменена структура документа, введены новые разделы и подразделы. В частности, добавлены положения о развитии внутренней энергетической инфраструктуры (преодоление традиционного дисбаланса в пользу экспортных проектов и экспортной инфраструктуры); о повышении доступности и качества энергетических товаров и услуг; о внедрении принципов устойчивого развития в управление энергетическими компаниями и государственное регулирование развития энергетики.

Производство, внутреннее потребление и экспорт первичных топливно-энергетических ресурсов согласно Стратегии до 2035 г. находятся, в целом, в рамках или близко к прогнозному коридору Стратегии до 2030 г. Вместе с тем, развитие ТЭК не обеспечивает полного достижения целевых индикаторов ЭС-2030, особенно качественных, сохраняются проблемы в государственной энергетической политике. На фоне успехов в реализации отдельных энергетических проектов и сохранения бюджетообразующей роли ТЭК, актуальными для российского ТЭК по-прежнему остаются такие проблемы, как высокий износ основных фондов, низкий уровень энергоэффективности и эффективности инвестиций в ТЭК, чувствительность к колебаниям мирового нефтегазового рынка.

За счет существенной трансформации мировых энергетических рынков иснижения темповвнутреннего экономического роста приоритетом становится не количественное наращивание объемов производства ТЭК, а качественное обновление, модернизация энергетического сектора.

Центральной идеей ЭС-2035 является переход от ресурсно-сырьевого к ресурсно-инновационному развитию ТЭК. При этом роль ТЭК в экономике страны состоит в переходе от «локомотива развития» к «стимулирующей инфраструктуре», обеспечивающей создание условий для развития российской экономики, включая ее диверсификацию, рост технологического уровня, минимизацию инфраструктурных ограничений.

 

Каков потенциал использования возобновляемых источников энергии в России?

Основной проблемой использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии (НВИЭ) является их слабая экономическая конкурентоспособность в условиях России. Однако целевое развитие НВИЭ даст почти двукратный рост их использования с увеличением доли в энергопотреблении страны с 1,9 до 3,4 % и по замещению органического топлива НВИЭ приблизятся к половине выработки АЭС.

Как и в настоящее время, этот эффект примерно поровну обеспечат использование биомассы (в основном дров) и отходов в быту и сельском хозяйстве, а также освоение почти всего спектра НВИЭ в электроэнергетике и централизованном теплоснабжении, но и здесь более половины составят промышленная биомасса и отходы.

Стратегическими целями развития НВИЭ являются:

1. катализирующее воздействие на развитие высокотехнологичных производств в  промышленности, развитие интеллектуальной электроэнергетики, совершенствование модели рынка электроэнергии (мощности);

2. освоение зарубежных и разработка отечественных методов, оборудования и материалов для альтернативной энергетики, локализация производства оборудования, подготовка квалифицированных отечественных специалистов, получение практического опыта промышленного освоения НВИЭ в природно-климатических условиях России с учётом экономических особенностей её энергетического сектора;

3. диверсификация ТЭБ регионов и повышение надежности энергоснабжения, особенно удалённых регионов и изолированных узлов, а также снижение выбросов парниковых газов;

4. укрепление местных бюджетов за счет использования собственных энергетических ресурсов и повышение занятости населения.

В экономических условиях России наиболее привлекательными для развития являются следующие виды НВИЭ:

при производстве электроэнергии – малые ГЭС, в развитых сельскохозяйственных районах – биоресурсы, в северной части страны – торф  и ветер;

при производстве теплоэнергии – тепловые насосы (как дополнение к традиционным котельным), в некоторых регионах - солнечные коллекторы (с использованием в теплое время года на нужды ГВС), в развитых сельскохозяйственных районах – биоресурсы, в северной части страны – торф, в регионах с развитой вырубкой леса – щепа.

Серьезной проблемой, сдерживающей широкое применение возобновляемой энергетики, является высокая ее капиталоемкость, которая вместе с высокой стоимостью капитала, делает эти сравнительно небольшие по масштабу проекты непривлекательными для большого бизнеса и неподъемными для малого бизнеса.

Для высокотехнологичных нетопливных НВИЭ (ветро- и солнечная энергетика) высокие капиталовложения в строительство объектов при низком коэффициенте использования мощности, низкий КПД установок, необходимость содержания резервов для подхватывания нагрузки при отсутствии ресурса, сложность прогнозирования наличия ресурса, при низких ценах на газ приводит к почти повсеместной неконкурентоспособности этих видов НВИЭ в зоне централизованного энергоснабжения.

В зонах децентрализации, где экономически проекты ВИЭ очень конкурентоспособны,отсутствие отработанной недорогой технологии ветро-дизельных и солнечно-дизельных установок, неразвитая транспортная инфраструктура не позволяет также их широко использовать.

Неконкурентоспособными в условиях России оказываются также использование твердых бытовых отходов (ТБО) и осадков сточных вод (ОСВ) для выработки электро- и теплоэнергии и их развитие обусловливается в настоящее время исключительно в целях решения экологических проблем в крупных городах.

По существующим оценкам, Россия обладает большим техническими экономическим потенциалом использованияНВИЭи наращивание темпов развития данного направления рассматривается как важный фактор модернизации экономики, в т.ч.в контексте развития инновационных производств, разработки новых инновационных технологий, развития малого и среднего бизнеса, улучшения социальных условий, экологической ситуации.

 

Как повлияли на отрасль антироссийские санкции?

Страны, где расположено большинство зарубежных производителейэлектротехнической, кабельной продукции, продукции энергетического машиностроения и иных видов оборудования, используемого в России, уже ввели или могут ввести антироссийские санкции. Этот факт обуславливает важность темы импортозамещения, а вместе с тем и необходимость замены импортного оборудования равноценными отечественными аналогами в целях обеспечения энергобезопасности страны.

В этой связи организована масштабная работа по определению видов, типов оборудования которое не может быть заменено в виду его отсутствия в настоящий момент на внутреннем рынке и возникновении проблем с импортом из вне.Для анализа возможности импортозамещения того или иного оборудования, необходимо провести работу по объединению информации о техническом состоянии оборудования, планов субъектов энергетики о планируемых заменах модернизации, реконструкции оборудования и новом строительстве объектов электроэнергетики, данные от заводов изготовителей о возможности обеспечения загрузки имеющихся производственных мощностей.

Сопоставление информационных потоков позволит обосновать принятие решений о развитии существующих производителей или создании новых предприятий для выпуска соответствующей номенклатуры оборудования, запасных частей и комплектующих в области электротехнической, кабельной промышленности и энергетического машиностроения.

Также по итогам проведения этой масштабной работы будет возможна подготовка перечня организаций – производителей продукции, в целях оказания государственной поддержки, в частности путем субсидирования, предоставления налоговых, кредитных льгот и т.д.

В целом по отрасли в составе основного оборудования генерирующих и электросетевых компаний эксплуатируется следующее основное оборудование иностранного производства, которое составляет значительную часть в общем объеме и которое может представлять потенциальные проблемы в части ремонта
и замены:

– газовые турбины в составе ГТУ, ПГУ – 10,3% от установленной мощности электростанций ЕЭС России;

– гидравлические турбины производства Украины – 23,2%;

– силовые (авто-) трансформаторы производства Украины – 59,9%;

– шунтирующие реакторы производства Украины – 16,4%.

По гидравлическим турбинам, силовым трансформаторам и шунтирующим реакторам имеются отечественные аналоги и проблем с комплектацией запасными частями и, при необходимости, с их заменой при правильной организации планирования не предвидится.

Равномерное распределение по годам планируемых ремонтных работ по всем видам оборудованияпозволяет субъектам электроэнергетики прогнозировать и заблаговременно комплектовать свою потребность в запасных частях в пятилетней перспективе. В отношении иностранных газовых турбин в составе ГТУ, ПГУ следует отметить, что они все находятся на долгосрочных сервисных контрактах.Вместе с тем уже в настоящее время ряд российских компаний имеет значительный опыт по производству ремонтно-восстановительного работ компонентов горячего тракта газовых турбин, находящихся в эксплуатации, и реализуют крупные инвестиционные проекты по локализации технологического комплекса производства компонентов горячего тракта газовых турбин, предусматривающего производство полного цикла (разработка документации, изготовление моделей и литьевых форм, литейное производство, механическая обработка, нанесение функциональных покрытий).

Республика Крым является одним из самых энергетически нестабильных регионов России. Какие шаги предпринимаются для обеспечения стабильного энергоснабжения региона?

В целях обеспечения покрытия в полном объеме фактического графика потребления электроэнергии Крымского полуострова заключены контракты, гарантирующие бесперебойные поставки электроэнергии из ОЭС Украины
в Крымскую энергосистему.

На обеспечение надежности энергосистемы Крымского федерального округа
и ее присоединение к ЕНЭС России нацелены мероприятия федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», в рамках которой предусмотрена модернизация объектов генерации, электросетевого комплекса, газотранспортной системы, а также строительство 9 новых объектов электросетевого комплекса: 2 объекта на территории Ростовской области и Краснодарского края, 6 объектов в Крыму и подводный кабельный переход через Керченский пролив. Согласно плановым расчетам уже в 2017 г. полуостров обретет полную энергетическую независимость с учётом перспективного развития Крымского федерального округа.

Актуальная информация о ходе реализации ФЦП публикуется на официальном сайте Минэнерго России: http://minenergo.gov.ru.

Помимо этого, по оценке Минэнерго России, возможно рассматривать реализацию проектов на основе возобновляемых источников энергии на территории Крымского федерального округа на период после 2018 г. при условии вхождения энергосистемы Крыма в состав первой ценовой зоны оптового рынка электрической энергии и мощности.

 

Низкий уровень заработной платы

Предприятия и организации угольной отрасли являются частными и осуществляют свою деятельность в условиях рыночной экономики. В соответствии с действующим российским законодательством Минэнерго Росиии не имеет права вмешиваться в производственную, экономическую и хозяйственную деятельность частных компаний. Вслучае нарушения прав работников по вопросам оплаты труда можно обращаться в органы Федеральной службы по труду и занятости, органы прокуратуры или суд.

Ухудшение условий труда

Данный вопрос регулируется соответствующими нормативными правовыми документами, содержащими нормы трудового права, охраны труда и промышленной безопасности. Рассмотрением вопросов и разногласий, связанных с ухудшением  условий труда работников занимаются территориальные органы Федеральной службы по труду и занятости, Ростехнадзора, Роструда,государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации.

Сокращение рабочих мест

Рассмотрением вопросов, связанных с сокращением рабочих мест занимаются органы власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, территориальные органы Федеральной службы по труду и занятости, профсоюзные организации.

Вопросы государственногорегулирования в сфере недропользования

Вопросы регулируются нормативными правовыми документами Минприроды России и соответствующими региональными органами.

Предложения по модернизации технологий добычи, переработки, транспортировки угля

Рекомендация направить предложения в угольные компании и организации угольной отрасли для рассмотрения возможности применения (внедрения) соответствующих предложенийв соответствии с компетенцией.

Предложения по развитию отрасли

Предложения используются при формировании отраслевой программы развития и иных нормативных правовых документов, направленных на развитие отрасли.

Зачем поставлять нефть и газ в Европу, если можно насыщать внутренний рынок? Почему мы не продаем нефть и газ за рубли?

Потому что продажа нефти и газа является основной статьей валютных поступлений в госбюджет

Почему не используем экономические методы борьбы для достижения политических целей?

Потому что Россия разделяет политическое и экономическое поле деятельности. Поддерживая и  укрепляя  репутацию надежного поставщика на мировые рынки углеводородного сырья, Россия выполняет взятые на себя перед своими партнерами договорные обязательства в полном объеме в независимости от политической конъюнктуры.