Вы здесь

Back to top

Выступление Богомолова Валерия Николаевича

Выступление Богомолова Валерия Николаевича
Богомолов
Валерий
Николаевич
Аудитор Счетной палаты РФ

Уважаемые коллеги, добрый день. Я тоже поздравляю всех награжденных. Хочу сразу сказать, что мое выступление будет носить не такой пафосный характер, что не означает, что я отрицаю успехи Минэнерго в 2017 году. Наоборот, я поддерживаю слова, которые говорил Александр Валентинович, и поздравляю с этими успехами. Но моя тема – государственные деньги, их рачительное и эффективное использование. Начну с бюджета, который доводится до Минэнерго, и как этот бюджет исполняется.

Объем бюджетных назначенных, установленных Минэнерго России, составил 34,4 млрд рублей. По итогам года исполнено 32,3 млрд рублей, или 93,9%. При этом значительные объемы средств не используются в направлении. Например, в 2017 году с 0,5 млрд рублей по сравнению с 2016 годом до 2,1 млрд рублей не использовались. В 4 раза увеличилось неиспользование, к сожалению. Большая часть неиспользованных бюджетных ассигнований, или 59%, приходится на субсидию по компенсации выпадающих доходов территориальным сетевым организациям республики Крым и города Севастополя. Кроме того, по итогам года получателям указаны субсидии ГУП Крымэнерго не освоено 1,4 млрд рублей.

Таким образом, всего около 30% предусмотренного объема субсидий остались не использованы. Это обусловлено меньшим объемом электроэнергии, отпускаемой потребителям, а также установлением более высоких тарифов, чем было предусмотрено при планировании объемов субсидий.

По итогам 2017 года Минэнерго России не достигло плановых значений по 18 из 64 показателей госпрограммы энергоэффективности и развития энергетики. В частности, динамика производительности труда – планировали 108%, а получилось 101,9%. Введено 139 мегаватт мощности генерирующих объектов на основе использования возобновляемых источников энергии, при плане 574 мегаватт. И конечно, количество автогазонаполнительных станций, о чем говорил и Александр Валентинович, что их все больше. Тем не менее, отставание составило – вы произвели 354 при плане 408 единиц.

Минэнерго России не обеспечило результативность использования подведомственных российскими энергетическими агентствами субсидий на создание государственной информационной системы ТЭК. С учетом необходимости проведения мероприятий, связанных с корректировкой нормативно-правовой базы и доработкой программного обеспечения, плановый срок ввода в эксплуатацию перенесен на 2019 год.

Анализ показал, что не обеспечен своевременный ввод в эксплуатацию объекта высоковольтной линии 330 киловольт Западнокрымская – Севастополь с объемом финансирования в отчетном периоде 2,6 млрд рублей.

Выявленная в 2017 году сумма бюджетных ассигнований, использованных с нарушением бюджетного и иного законодательства, на 13% меньше, чем в 2016 году. Основная часть нарушений связана с мероприятиями по информатизации в отсутствие утвержденного плана информатизации Минэнерго России.

Недостатки при формировании проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период. Минэнерго нарушало положения правил формирования и ведения плановых закупок товаров, работ и услуг, а также правил определения требований к закупаемым отдельным видам товаров. Минэнерго ежегодно предусматривает средства на господдержку в развитие использования возобновляемых источников энергии. При этом начиная с 2016 года исполнение указанных расходов не осуществлялось, что требует повышения качества планирования указанных расходов.

Вместе с тем подчеркну факт продуктивного сотрудничества Минэнерго и Счетной палаты. Министерство выполнило все представления Счетной палаты, направленные в 2017 году. В связи с этим хотелось бы, чтобы и в дальнейшем Минэнерго объективно подходило к оценке требований и рекомендаций Счетной палаты, которые основаны на анализе нормативно-правовых актов и первичных документов.

Минэнерго проводит большую работу по развитию ТЭК, в том числе по контролю за строительством объектов электро- и теплоэнергетики на Дальнем Востоке. Вместе с тем субъекты РФ несвоевременно и не в полном объеме реализуют мероприятия для приема тепловой и электрической энергии. Думаю, что здесь во многом претензии к Минрегион, но и Минэнерго надо более активно планировать и согласовывать эти мероприятия.

Так, до настоящего времени не актуализирована схема теплоснабжения Благовещенска. Та тепловая мощность, которая уже включена в построенную ТЭЦ в Благовещенске, практически не используется, потому что в ней нет необходимости. Зачем тогда строили. Электрическую энергию пристраиваем, в том числе в Китай, а тепловая не используется.

Та же ситуация – не разработана документация по второму этапу плана мероприятий по принятию тепловой нагрузки тепловыми электростанциями Якутска от Якутской ГРЭС-2. Станция вот-вот войдет в свою мощность, а тепловую энергию направлять некуда, сети к этому не готовы.

Необходимо Минэнерго России повысить качество планирования бюджетных ассигнований, обеспечить выполнение целевых показателей госпрограммы – энергоэффективность и развитие энергетики.

В условиях роста давления на нас наших западных партнеров и перед задачей безопасности развития и существования нашего ТЭКа необходимо более энергично и эффективно переходить на приборы, в том числе приборы управления, программного обеспечения нашего российского производства. Это одна из главных задач, потому что в настоящий момент и добыча, и передача, и вся работа со всеми энергоносителями находится на носителях и программном обеспечении, которые мы приобретаем на Западе. А один могут в один момент отключить. Такие случаи в мире были. Мы помним, как это было в Иране, когда нельзя было запустить ядерный реактор атомной электростанции, потому что французы отключили. И все надо было переделывать заново.

Поэтому безопасность – важнейший элемент, и Счетная палата будет проверять и этот аспект. Спасибо за внимание.