Вы здесь

Back to top

Выступление члена Общественного совета при Минэнерго РФ Александра Волошина

Выступление члена Общественного совета при Минэнерго РФ Александра Волошина
Волошин
Александр
Александрович
Член Общественного совета при Минэнерго РФ

Добрый день, уважаемые коллеги. Сфера, куратором и политиком в которой является Минэнерго, довольно сложная, и все присутствующие это знают. Эта индустрия, с одной стороны, во всем мире всегда сильно политизирована, что не упрощает решения практических и политических задач. В этой сфере у нас в стране есть довольно много сильных, энергичных игроков, крупных компаний с серьезным экономическим и интеллектуальным потенциалом. Это тоже не всегда упрощает решение задач министерства. Кроме того, в целом в экономике страны ТЭК играет огромную роль и в общей экономической ситуации, и в формировании бюджета, что тоже не упрощает решение задач. Мы все время говорим о диверсификации экономики, но на сегодня ТЭК является ключевой индустрией для формирования бюджета страны. А это важнейший параметр жизни страны. Все это делает работу министерства довольно сложной.

На этом фоне развитие отраслей ТЭК шло в последние годы в непростых внешнеполитических и экономических условиях. Этот период собрал в себя много вызовов, как в международном экономическом пространстве, так и внутри страны. Но, несмотря на концентрацию различных рисков, нашему ТЭК удалось не просто удержаться на плаву, но и показать положительную динамику во всех областях.

О высоких результатах говорят показатели, представленные в докладе Александра Валентиновича. На протяжении последних 6 лет Минэнерго последовательно решало задачи отраслей ТЭК, улучшая инвестклимат, формируя надежную, современную и доступную энергетическую инфраструктуру. Достигнуты успехи в совершенствовании нормативно-правовой базы, принято немало общественно значимых актов.

Это федеральный закон о совершенствовании системы отношений в сфере тепло- и газоснабжения, о надежности и безопасности объектов электроэнергетики, об укреплении платежной дисциплины и лицензировании энергосбытовой деятельности. Кроме того, утвержден ряд документов стратегического планирования и прогнозирования, в том числе прогноз научно-технического развития отраслей ТЭК на период до 2035 года и генеральная схема размещения объектов электроэнергетики на тот же период.

К обсуждению важных направлений деятельности министерства привлекается экспертное и научное сообщество, представители отраслевых компаний. 4 года назад был образован общественный совет при Минэнерго. За это время состоялось 24 заседания общественного совета, 10 в очной и 14 в заочной форме. Суть этой работы не в количестве совещаний, а в содержании. Ежегодно совет участвует в корректировке и актуализации программных документов, госпрограммы энергоэффективности развития энергетики и плана деятельности Минэнерго России.

В рамках рабочих групп общественного совета обсуждалась корректировка положений энергетической стратегии России на период до 2030 года с ее пролонгацией до 2035 года. Для работы над этим документом было создано 6 рабочих групп по ключевым направлениям. С учетом замечаний и уточнений проект энергостратегии был доработан и направлен в правительство.

Очевидно, что перед министерством стоит много актуальных задач, которые предстоит решать. Одна из них, вызвавшая горячую дискуссию в том числе в Общественном совете, – разработка механизмом реконструкции объектов электрогенерации. В прошлом году была создана соответствующая рабочая группа, она находится в тесном взаимодействии с министерством. Думаю, что совместные усилия позволят создать эффективную систему привлечения инвестиций и формирования благоприятного инвестклимата в этой отрасли.

На мартовском заседании Совета в преддверии коллегии Минэнерго были представлены доклады по всем направлениям деятельности министерства, которые и легли в основу сегодняшнего выступления министра. Совет одобрил итоги работы Минэнерго в 2017 году, в том числе по реализации концепции открытости. Также были поддержаны ключевые задачи министерства, сформулированные для реализации в 2018 году.

Подводя итог, хотел бы отметить, что мы видим заинтересованность министерства в получении обратной связи от экспертов. При этом мнение членов общественного совета не всегда совпадает на старте с позицией Минэнерго. Министерство и его руководитель всегда конструктивно относятся к критике, не уклоняются от дискуссий. Со стороны Общественной палаты не раз подчеркивалось, что это пример взаимодействия общественной структуры с федеральным министерством.

Вообще такого рода общественные экспертные структуры всегда создают изрядный дискомфорт для любой бюрократической структуры, и очень ценно, когда у руководителя ведомства есть политическая воля идти на этот дискомфорт для достижения более высоких результатов и повышения качества работы. Хотел бы сказать за это большое спасибо руководству министерства.

Общественный совет и далее готов оставаться площадкой для поиска и проработки решений задач, стоящих перед ведомством. Спасибо за внимание, успехов в работе.