Вы здесь

Back to top

Выступление руководителя Федеральной службы по тарифам Сергея Новикова

Выступление руководителя Федеральной службы по тарифам Сергея Новикова
Новиков
Сергей
Геннадьевич
Руководитель Федеральной службы по тарифам

С. НОВИКОВ: Добрый день, уважаемые коллеги, спасибо за традиционно предоставляемую возможность выступить. В рамках Вашего выступления и выступлений Аркадия Владимировича и Михаила Анатольевича много было сказано. Но хотел бы по ряду сюжетов еще раз пройтись, учитывая, что вопросов соприкосновения в деятельности Минэнерго и Федеральной службы по тарифам очень много. Причем эти обсуждения идут по вполне конкретным вещам.

Первый сюжет, связанный с территориальным и инфраструктурным планированием. О важности этого уже говорилось. Хотел бы сейчас обратиться к Михаилу Анатольевичу Абызову по этой тематике. И зафиксировать, что на сегодня ни у кого нет сомнения, что те инструменты по открытости, по прозрачности деятельности, которые были разработаны и запущены, имеют крайне важное значение, их нужно развивать и реализовывать в полном объеме.

Но есть детали. Например (это вопрос деятельности всех министерств и ведомств) в рамках того, что делает Минэнерго, в рамках функционала и той большой работы, проделанной по подготовке 977 постановления Правительства, по планированию инвестпрограмм сетевого комплекса на уровне регионов и Министерства – в итоге оказалось, что то решение старое, которому уже 5 лет, что эта вся деятельность Министерства является госуслугой, эта история длится и сегодня.

Понятно, когда гражданин обращается с заявлением о предоставлении выписки. Понятно, когда гражданин хочет что-то получить от государства. Но когда государственная функция описывается как госуслуга с набором последующих требований по ее реализации в электронном виде, по организации досудебного регулирования споров по заявлению каждого гражданина в электроном виде – то вся деятельность по инвестиционному планированию и территориальному планированию, сложнейшая деятельность, которую должно организовать Министерство при ограниченности ресурсов, в итоге будет уходить на обеспечение этой части работы, которая на самом деле является важной.

Поэтому я еще раз хотел бы поддержать в этой части Министерство, еще раз надо посмотреть на список государственных функций госуслуг. Открытость является важной, но это разный функционал, разные сферы, и должны быть разные инструменты. Не надо нам при ограниченности наших ресурсов на федеральное министерство и ведомства возлагать задачи, которые нам не нужно выполнять, причем никто же нам не добавлял численности.

Второй и третий сюжет – комплексная донастройка оптово-розничных рынков энергетической мощности и развитие рынка тепла. Вы говорите об этом вместе, учитывая, что мы продолжаем придерживаться принципиальной позиции, что развитие рынка тепла нужно рассматривать вместе в том числе с модернизацией оптово-розничного рынка электроэнергетики. Сейчас многие коллеги из других ведомств начали говорить, что у нас вообще все неправильно с точки зрения функционирования рынков. Мы не разделяем такого рода позицию, но сюжеты с донадстройкой точно есть.

При этом мы полагаем, что основные усилия следует сосредоточить на ужесточении норм права. Сейчас, учитывая, что не все описано специальными нормами права, законом об электроэнергетике, на принципах другого законодательства либо в рамках Гражданского кодекса начинают реализовываться структурные и договорные схемы, которые серьезно угрожают не просто функционированию электроэнергетики как единого комплекса, но напрямую угрожают вопросам безопасности электроэнергетики.

Пример очевиден – начинают реализовываться договора аренды, оперативного управления по передаче пристанционного сетевого оборудования другим компаниям – частным, собственным либо другим. Это начало развала рынка электроэнергетики, если посмотреть на то, что происходит. Повторю, что здесь нам надо очень внимательно посмотреть на ужесточение специальных норм права, которые не позволяли бы такого рода структурные договорные отношения реализовывать.

Кроме этого, есть и избыточные полномочия, за рамками специальных норм права ряда федеральных ведомств, которые уже несколько лет ведут к реальной дестабилизации функционирования оптового рынка как мощности, так электроэнергии. Все понимают, о чем я говорю. Понимаю, что сегодня торжественный день, не хотел бы вдаваться в детали, но на рабочем уровне с вашими заместителями и сотрудниками мы это обсуждали. Это реальная угроза нормально работающему рынку, если можно так сформулировать определено и жестко.

Развитие рынка газа. Коллеги, хотел бы на этом блоке акцентировать особое внимание. Сегодня уже назывались цифры. Если посмотреть, что было 7 лет назад, независимые производители – 12-15%. Сегодня называют цифры 27, 35% цифра прозвучала, вопрос текущего баланса. Но у нас так получилось, что развитие рынка газа идет как бы само собой.

При этом по ряду регионов в итоге все вынуждены принимать принципиальные решения, которые призваны как-то структурировать в нормальном правовом поле, в рамках нормальных структурных решений то, что уже произошло. Это вопросы, связанные с передачей на обслуживание всех потребителей газа на поставку газа ряда районов, это и проблема из-за отсутствия правил игры такого понятия, как гарантирующий поставщик, фактически масса соцобязательств остается на «Газпроме». Соответственно, масса проблем экономического плана, у меня целые списки организаций – Пермь, Ставрополь, Нижний Новгород, Тула, Оренбург. Те сбытовые компании, которые, являясь гарантирующими поставщиками, не имеют такого статуса и находятся в крайне сложном экономическом положении в силу произошедших изменений на рынке газа. Причем это не только вопрос сбытов. Можно сказать, сбыты как-нибудь переживут, но это и вопрос газораспределительных организаций.

Достаточно посмотреть, например, на ГРО «Газпром газораспределение Рязанской области». Серьезные изменения на рынке с крупными потребителями. И это вопрос не сбыта и учета, а вопрос безопасности и снабжения газом целого региона.

Руководители Санкт-Петербургской биржи делают огромную работу в этой части, организуют биржевые торги, но они инструмент рынка газа. Большую работу по целеполаганию в этой части нам надо вести более системным образом, с учетом конкретных проблем и в опте, и в рознице.

Платежи граждан за коммунальные услуги – у нас со следующего года как у регуляторов пропадают в рамках принятых законов полномочия по ограничению средних по субъектам РФ цен на тепло, водоснабжение, водоотведение. Остаются ограничения по платежам граждан, куда входит вся «упаковка» – электроснабжение, водоснабжение, водоотведение.

Это серьезный шаг по либерализации этой части, учитывая, что уже около 30 субъектов РФ (мы отдельно обсуждали эту тему в Рязани 10 апреля на большом совещании, которое проводилось под эгидой Правительства) используют средства бюджетной системы для компенсации более высокого роста платежа гражданина за этот пакет коммунальных услуг, по заявительному принципу, чего раньше они не могли делать в условиях среднеотраслевых по субъектам РФ ограничений.

При этом пример рязанский, о чем говорил на совещании губернатор – они потратили из бюджета 15 млн рублей. Да, по ряду потребителей цифры прироста платежа были больше. Но учитывая, что это точно вписывалось в их доходы, они не заявились на получение субсидии. Деньги в бюджете были предусмотрены существенно большие, а реальный расход – 15 млн рублей.

Повторю, что в этой части иногда говорят, что это может быть или будет продолжать быть серьезным ограничением для реализации инвестпрограмм, программ комплексного развития территорий. По крайней мере, на переходный период это реальный инструмент, который позволяет, с одной стороны, защищать интересы потребителей, социально уязвимых категорий прежде всего, и позволяет понятным и реализуемым образом привлечь средства бюджета субъектов РФ в небольших объемах.

И закончить хотел бы тезисом, который здесь на слайде в пункте № 7 обозначен. В первом чтении в январе принят ФЗ, который предписывает нам в ближайшее время создать интернет-портал, где будет размещаться вся информация о тарифах организаций, регулируемых как на уровне субъектов федерации, так и на федеральном. Там будут размещаться тарифные заявки, отчеты по инвестпрограммам.

Хотел бы обратиться ко всем компаниям энергетическим, которые присутствуют в этом зале – суть, как всегда, в деталях, о чем я начинал говорить в рамках территориального инфраструктурного планирования. Если раньше в отсутствие регламента, правил, порядков и процедур зачастую решения регулятора принимались в рамках общей экономической логики, то с принятием правил и процедур встает совершенно другая задача, причем не только перед органами регулирования, но и перед самой организацией. Должны быть выполнены все пункты этих регламентных принципиальных решений, которые в настоящее время, как правило, принимаются на уровне постановлений Правительства.

Соответственно, в рамках нашей большой методической работы, которую мы проводим с правоохранительными и надзорными органами, мы можем констатировать в рамках этой работы с нашими коллегами, что неправильно или неполно сформированные, (не в рамках регламента и процедур) решения, когда итоговый приказ, постановление, неважно, как называется, решение регионального органа регулирования выходит в отсутствие каких-либо вообще обосновывающих материалов, может бать признано необоснованным. Пострадают две стороны – как регулятор, так и сама компания. На эту деталь я хотел бы сейчас обратить внимание, как на задачу для руководства компаний энергетического сектора, естественных монополий по перестройке управленческих процессов внутри.

Еще раз хотелось бы поздравить руководителя и сотрудников Министерства с сегодняшним событием. Мы взаимодействуем плотно и активно и готовы к дальнейшему конструктивному сотрудничеству.