Вы здесь

Back to top

Авторская колонка Александра Новака для журнала «Нефтегазовая вертикаль»

Александр Новак: «Арктика - инвестиции в будущее водородов»

В течение многих лет Россия занимает ведущие позиции на мировом рынке углеводородов: по итогам 2018 года наша страна вышла на первое место в мире по экспорту газа, на второе – по экспорту нефти. И, несмотря на развитие возобновляемых источников энергии, спрос на углеводороды в мире будет увеличиваться. В будущем Россия вполне сможет обеспечить значительную часть растущих мировых потребностей в нефти и газе, в том числе за счет Арктической зоны, ресурсный потенциал которой составляет более 35 млрд тонн нефти и 210 трлн м3 газа.

Сегодня Россия уделяет повышенное внимание развитию ТЭК на северных территориях. Мы уверены, что поддержка геологоразведки и добычи углеводородов в Арктике – залог будущего отечественной нефтегазовой отрасли. Политика в отношении северных территорий базируется на том, что освоение углеводородного потенциала континентального шельфа арктических морей и северных территорий – важнейший геополитический и технологический вызов для нефтегазового комплекса России.

С целью активизации работы по решению стратегических задач развития региона в феврале 2015 года Указом Президента образована Государственная комиссия по вопросам развития Арктики. Энергетика стала одним из приоритетных направлений деятельности Госкомиссии. В рамках профильной рабочей группы мы, в частности, рассматриваем вопросы господдержки проектов по освоению ресурсов углеводородов в Арктике, развитию нефтегазового машиностроения для северных территорий, обеспечению судами и морской техникой шельфовых проектов. В настоящее время идет формирование портфеля перспективных арктических проектов, в который уже включено порядка 150 проектов, в том числе в сфере добычи и переработки полезных ископаемых – более 48 %, геологоразведки – 7 %, реализации проектов на шельфе – 7 %, промышленности и энергетики – по 5 %. Общая стоимость – почти 5 трлн рублей, при этом бÓльшая часть средств – около 4 трлн рублей – приходится на внебюджетные источники.

Мы видим, что объекты ТЭК выступают драйверами формирования инфраструктуры региона и ускоряют социально-экономическое развитие Арктики, поэтому не раз подчеркивали важность создания подобных точек роста.

Для поддержки опорных зон в Арктике мы с коллегами также ведем работу по совершенствованию нормативной правовой базы. В частности, сегодня рассматривается предложение по выработке комплексного подхода к внесению изменений в законодательство для установления особых режимов природопользования и реализации инвестиционных проектов в Арктической зоне.

Также мы предлагаем рассмотреть возможность распространения режима территорий опережающего социально-экономического развития и механизмов, применяемых на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе, на Арктическую зону России. В то же время уже проделана большая работа в части налогового законодательства.

Например, введено понятие нового морского месторождения, в соответствии с которым изменяется порядок предоставления налоговых и тарифных льгот. В таком режиме работает Приразломное месторождение в Печорском море – единственное на сегодняшний день месторождение углеводородов на Арктическом шельфе РФ, где осуществляется промышленная добыча сырья. В рамках налогового маневра освобождены от вывозных таможенных пошлин товары, полученные при разработке нового морского месторождения углеводородного сырья арктического уровня сложности, также приняты иные меры таможенно-тарифного стимулирования.

Еще одно важное условие развитие экономики Арктики – надежная транспортировка грузов, в том числе для нужд ТЭК. В этой связи мы активно развиваем самую северную транспортную артерию в мире – Северный морской путь (СМП). Этот транспортный коридор – единственная на сегодняшний день альтернатива маршрутам через Суэцкий и Панамский каналы – позволяет значительно сократить сроки доставки, а также отличается высокой степенью надежности. Согласно расчетам, исходящие грузопотоки углеводородного сырья по СМП к 2020 году достигнут 27, млн тонн в год, а к 2025 году уже превысят 77,8 млн тонн в год. По мнению большинства экспертов, преобладающими в общем объеме будущих перевозок станут углеводороды, в том числе СПГ, для чего существуют все условия.

Как вы знаете, в прошлом году завод «Ямал СПГ» был запущен на полную мощность, проект предусматривает производство до 16,5 млн тонн СПГ на базе Южно-Тамбейского месторождения. Запланировано строительство еще одного завода по производству СПГ на полуострове Ямал – «Арктик СПГ-2» на базе Салмановского (Утреннего) и Геофизического нефтегазоконденсатных месторождений. При реализации обоих проектов в полном объеме производство СПГ в Арктической зоне к 2035 году составит 33 млн тонн в год. То есть это существенный объем.

Перспективы развития портовой инфраструктуры Арктического бассейна, в первую очередь, связаны с морским портом Сабетта, портовой инфраструктурой реки Енисей, а также с комплексным развитием Мурманского транспортного узла. Эти объекты уже сейчас являются точками роста для арктических регионов.

Сегодня порт Сабетта – крупнейший из всех действующих на СМП – функционирует в полном объеме. Терминал по большей части экспортно ориентированный, что важно для развития потенциала отечественной энергетики за рубежом. Также успешно работает Мурманский круглогодичный глубоководный порт с огромными логистическими мощностями, который по итогам 2018 года вошел в ТОП 5 по грузообороту.

По данным Федерального агентства морского и речного транспорта, за 2018 год грузооборот порта составил порядка 60,687 млн тонн, что на 18 % больше, чем в 2017 году. По расчетам, к 2020 году этот показатель достигнет более 80 млн тонн. В настоящее время на базе порта создается Мурманский транспортный узел (МТУ), который будет интегрирован в международный транспортный коридор Север – Юг. В проект комплексного плана развития МТУ входит создание транспортной инфраструктуры на западном берегу Кольского залива, в том числе строительство угольного и нефтяного терминалов, развитие железнодорожной инфраструктуры, а также реконструкция угольного и строительство контейнерного терминалов на восточном берегу Кольского залива.

Кроме того, для развития проектов СПГ ведется проработка вопроса создания центров по перевалке и хранению СПГ в Мурманской области и в Камчатском крае, которые будут способствовать увеличению грузооборота Северного морского пути. Также для достижения транзитных целей в развитии СМП предлагается строительство глубоководного района Архангельского морского порта, модернизация портов на трассе СМП (Тикси, Певек, Анадырь).

Сегодня большие надежды связаны с развитием нефтегазовых провинций Арктики, а также наземной транспортной инфраструктуры. Новые промышленные кластеры возникают на базе ряда нефтяных и нефтегазовых месторождений – Приразломного в Печорском море, Харьягинского в Ненецком АО, Новопортовского в Ямало-Ненецком АО и Ванкорского в Красноярском крае. В начале рошлого года реализовано строительство самого северного магистрального нефтепровода России Заполярье – Пурпе – Самотлор мощностью 32 млн тонн в год. Проект обеспечивает прием в систему магистральных нефтепроводов нефти новых месторождений Арктической зоны для дальнейшей поставки на НПЗ, а также на внешние рынки.

Задача развития добычи углеводородов в Арктике, в большей степени это касается нефтяных запасов, носит перспективный характер. Ее решение призвано обеспечить
достаточную добычу углеводородов в стране в будущем, компенсируя неизбежный спад добычи на традиционных месторождениях, а также стимулировать развитие компетенций и промышленности по созданию оборудования и технологий для разведки и добычи нетрадиционных ресурсов нефти и газа. И мы видим, что усилия государства по развитию нефтегазового сектора Арктики постепенно конвертируются в видимый результат – из года в год здесь увеличивается добыча углеводородов, создаются и тестируются необходимые технологии, развивается кадровый потенциал. За последние несколько лет удалось существенно повысить привлекательность нефтегазодобычи в этом регионе. Поэтому инвестиции в Арктику будут продолжены, как и активное участие и поддержка государства.
 

Колонка Министра энергетики РФ Александра Новака
pdf 167.58 КБ Посмотреть Скачать Скачивания: 263