Вы здесь

Back to top

Энергодиалог Россия-ЕС

Энергодиалог Россия-ЕС был создан решением встречи на высшем уровне в Париже 30 октября 2000 г. с участием Президента Российской Федерации В.В.Путина, Председателя Европейского Совета Ж.Ширака, Генерального секретаря Совета ЕС/Высокого представителя по обшей внешней политике и политике безопасности ЕС Х.Соланы и Председателя Комиссии Европейских сообществ Р.Проди (http://www.kremlin.ru/supplement/3408). Энергодиалог Россия-ЕС стал первым в числе других отраслевых диалогов в двусторонних отношениях и первым для ЕС стратегическим диалогом по энергетике с внешним партнером.

Заявленная цель – продвинуться в налаживании партнерства сторон в сфере энергетики и определении его модальностей. Энергодиалог Россия-ЕС был призван рассматривать все представляющие общий интерес вопросы, включая развитие сотрудничества в сфере энергосбережения и рационализации производственных и транспортных инфраструктур, возможности для европейских инвестиций, а также отношения между странами-производителями и странами-потребителями.

Юридической основой для создания Энергодиалога Россия-ЕС послужило Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией и Европейскими сообществами и их государствами-членами (заключено на о. Корфу 24 июня 1994 г.).

Справочно: Статья 65 «Энергетика» Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121271/):
1. Сотрудничество осуществляется на основе принципов рыночной экономики и Европейской энергетической хартии на основании постепенной интеграции энергетических рынков в Европе.
2. Такое сотрудничество включает, среди прочих, следующие области:
- улучшение качества и безопасности энергоснабжения в приемлемых с экономической и экологической точек зрения условиях;
- разработка энергетической политики;
- совершенствование управления и регулирования энергетического сектора в соответствии с условиями рыночной экономики;
- создание ряда институциональных, правовых, налоговых и иных условий, необходимых для стимулирования процесса расширения торговли и инвестиций в энергетической сфере;
- развитие энергосбережения и эффективности использования энергии;
- модернизация энергетической инфраструктуры, включая взаимодействие систем газо- и электроснабжения;
- вопросы влияния энергопроизводства, энергоснабжения и энергопотребления на окружающую среду с целью предотвращения или уменьшения соответствующих негативных экологических последствий;
- совершенствование технологий подачи и конечного потребления в сфере энергетики по всему спектру видов энергии;
- управленческая и техническая подготовка в энергетическом секторе.


В ноябре 2009 г. в Москве был подписан Меморандум о Механизме раннего предупреждения в сфере энергетики в рамках Энергодиалога Россия-ЕС (https://minenergo.gov.ru/node/1584), определяющий порядок осуществления сторонами практических мер по предупреждению и оперативному реагированию в случае возникновения или угрозы возникновения значительного нарушения / физического прерывания в поставках газа, нефти и электроэнергии из России в ЕС, включая транзит через третьи страны. Этот механизм учитывал опыт организации мониторинга транзита газа через Украину в январе 2009 г.

В феврале 2011 г. в Брюсселе был подписан актуализированный Меморандум предупреждения и преодоления чрезвычайных ситуаций в сфере энергетики (https://russiaeu.ru/sites/default/files/user/files/2011.02.24_Memorandum...).

В марте 2013 г. координаторы Энергодиалога Россия-ЕС – Министр энергетики Российской Федерации А.В.Новак и Комиссар по энергетике Европейской комиссии Г.Эттингер утвердили «Дорожную карту сотрудничества России и ЕС в сфере энергетики до 2050 г.»., в которой стратегической целью провозглашалось «формирование к 2050 г. панъевропейского энергетического пространства с функционирующей интегрированной сетевой инфраструктурой, с открытыми, прозрачными, эффективными и конкурентными рынками, которое будет способствовать обеспечению энергетической безопасности и достижению целей устойчивого развития ЕС и России» (https://russiaeu.ru/sites/default/files/user/Roadmap%20Russia-EU%20Energ...).

Кроме того, в «дорожной карте» сформулированы конкретные задачи совместного долгосрочного взаимодействия с разбивкой по срокам (к 2020 г., 2030 г. и 2050 г.) в электроэнергетике, газовой и нефтяной сферах, возобновляемым источникам энергии, энергоэффективности, а также в области сценариев и прогнозов развития энергетики.

Однако весной 2014 г. Энергодиалог Россия-ЕС был заморожен по инициативе ЕС. Практически единственным работающим органом Энергодиалога осталась экспертная Рабочая группа 2 «Внутренние рынки» (из трех имеющихся) Консультативного совета по газу.


Трехсторонние переговоры по газу в формате Россия-ЕС-Украина

В то же время по инициативе Президента Российской Федерации В.В.Путина в мае 2014 г. было положено начало формату трехсторонних Россия-ЕС-Украина переговоров о поставках и транзите российского газа через Украину. Российскую делегацию на них возглавлял Министр энергетики Российской Федерации А.В.Новак.

30 октября 2014 г. в Брюсселе был подписан первый т.н. «зимний пакет» об условиях поставок и транзита российского газа через Украину на период с 1 ноября 2014 г. по 31 марта 2015 г.

25 сентября 2015 г. в Брюсселе представители России и Еврокомиссии подписали второй «зимний пакет» сроком действия с 1 октября 2015 г. по 31 марта 2016 г., который, однако, был парафирован.

Переговоры по третьему «зимнему пакету» состоялись в Брюсселе 9 декабря 2016 г., однако стороны не смогли договориться о возобновлении поставок российского газа на Украину.

17 июля 2018 г. в Берлине начались очередные трехсторонние Россия-ЕС-Украина переговоры с участием заинтересованных компаний о перспективах транзита российского газа через Украину (https://minenergo.gov.ru/node/11852). Второй раунд состоялся 21 января 2019 г. в Брюсселе (https://minenergo.gov.ru/node/13759).