Вы здесь

Back to top

Интервью Павла Сорокина журналу «Газовый бизнес»

Павел Сорокин: «Наша главная задача – формирование клиентоориентированного подхода при обеспечении населения газом»

13.10.2020

Поручение президента РФ В.В. Путина от 31 мая 2020 фактически означает поворотный момент в процессе газификации страны. Очевидно, пришло время осознать пройденный путь, проанализировать новые условия и наметить новые планы. Об актуальных вопросах газификации, итогах пройденного этапа и новых задачах в интервью «Газовому бизнесу» рассказывает заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин. 

– Павел Юрьевич, Россия обладает крупнейшими в мире запасами природного газа – как можно оценить нынешнюю газифицированность страны с учетом этого и других факторов? Географических, социально-экономических и т.д. 

– С учетом всей специфики расчетный общий потенциал газификации у нашей страны по методике, разработанной Минэнерго, равен 82,9%. При этом на сегодня он составляет 69,1%. В целом газифицировано более двух третей территории страны. Только за период с 2005 года обеспечены условия для газификации более 4,6 тыс. населенных пунктов, порядка более 981 тыс. квартир и домовладений и более 5 тыс. котельных. 

Это неплохой уровень, но еще есть над чем серьезно работать. Для того чтобы идти дальше, как раз и нужно проанализировать весь комплекс достижений и проблем. И необходимо признать – сегодня существует ряд проблем, которые сдерживают темпы дальнейшей газификации. 

Давайте для начала отметим ключевые моменты «газовой» специфики нашей страны. Прежде всего – газовое хозяйство Российской Федерации уникально и характеризуется огромной протяженностью сетей газоснабжения. Основная магистральная инфраструктура принадлежит ПАО «Газпром» как собственнику Единой системы газоснабжения. Суммарная протяженность магистральных газопроводов – более 180 тыс. км. 

Вместе с распределительными газопроводами – общая протяженность «газовых артерий» страны составляет почти 1 млн км. 

По этим газопроводам поступает газ для потребителей внутреннего рынка около 440 млрд куб. м, в том числе для населения и коммунально-бытовых нужд около – 90 млрд куб. м. 

Газом в качестве товара пользуется более 37 млн абонентов – физических лиц. Такой масштаб инфраструктуры, с одной стороны, создает значительные возможности для дальнейшей газификации отечественных потребителей, но, с другой стороны, требует и серьезных затрат на обеспечение их надежной эксплуатации. 

Газификация является важным фактором стабильного социально-экономического развития, она способствует повышению качества и уровня жизни населения. Поэтому президент РФ поставил задачу расширения масштабов газификации. Однако существует ряд вызовов, которые нужно решить для выполнения этой задачи. 

Что это за вызовы? Какие проблемы мешают двигаться дальше?
– Таких проблем пока сохраняется несколько, но над каждой из них правительство ведет планомерную работу. 

В первую очередь, это пока сохраняющееся отсутствие доступа отдельных регионов или потребителей к ЕСГ или недостаточная пропускная способность магистральной инфраструктуры, «запертые» ГРС. Остается низким качество региональных программ газификации, отсутствие вертикальной и горизонтальной координации, неисполнение регионами своих обязательств и отсутствие источников для финансирования мероприятий по газификации. Не стоит забывать, что важно также и качество, простота получения услуги населением. 

Причины видятся в том, что региональные программы газификации часто не учитываются в тарифных решениях. В ряде случаев региональная программа не может быть реализована из-за отсутствия доступа к магистральной инфраструктуре (например, Мурманская область, регионы Дальнего Востока) или недостатка ее пропускной способности (например, переполненные ГРС Челябинской или Московской областей). 

Население часто оказывается заложником сложности получения услуги подключения к газовой сети, получает услуги по завышенной цене и в длительный срок, отсутствует прозрачность процедур. 

Исходя из этого, для повышения уровня газификации и обеспечения максимальной доступности в получении потребителем газа необходимо решить следующие задачи. 

Во-первых, обеспечить развитие магистральной инфраструктуры. Нужны решения по крупным магистральным газопроводам, а также по реконструкции ГРС для расширения их мощностей. 

Во-вторых, на уровне субъектов федерации необходимо выйти на новый качественный уровень разработки и реализации региональных программ газификации, которые формируются в рамках постановления No903 (постановление правительства РФ от 10 сентября 2016 г. No903 «О порядке разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций»; изменения и дополнения от 21.02.2019, 16.05.2020. – Прим. ред.).

Самая главная наша задача связана с формированием клиентоориентированного подхода при обеспечении населения газом. Для этого необходимо вырабатывать механизмы для минимизации стоимости и сроков подключения к сетям газоснабжения, упрощать процедуры для потребителя. Одним из примеров клиентоориентированности может стать возможность обращаться за услугами по подключению через МФЦ в рамках «единого окна». 

Известно, что Минэнерго подготовило дорожную карту в исполнение поручений президента. В чем ее ключевые моменты? 

– Действительно, наша команда подготовила план мероприятий – дорожную карту по реализации перечня поручений президента, в настоящее время проект проходит согласование в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти и отрасли. 

Целевая модель газификации, предлагаемая Минэнерго, исходит из необходимости повышения темпов газификации регионов и доступности газотранспортной инфраструктуры для конечного потребителя, достижения потенциального уровня газификации 82,9% путем снятия административных барьеров, снижения сроков и стоимости подключения для конечных потребителей. 

В рамках этой модели Минэнерго разрабатывает предложения по усилению роли региональных программ газификации. Так, с одной стороны, к разработке этих программ надо привлекать непосредственно «Газпром» и ГРО. С другой – регуляторы при принятии тарифных решений должны учитывать региональные программы газификации. 

Одним из важнейших нововведений, предлагаемых Минэнерго, является создание Единого регионального оператора газификации на базе газораспределительных организаций, под контролем которого будет реализация всех мероприятий, включая так называемую «последнюю милю». Это позволит сконцентрировать полномочия и ответственность в едином центре. 

Важным условием для выполнения поставленной президентом задачи является появление чисто технической возможности доставки газа до конечного потребителя на этапе прохождения газораспределительных сетей (ГРС). 

Например, проблема ограничения пропускной способности магистральной инфраструктуры или так называемые «запертые» газораспределительные станции (ГРС). По нашим оценкам только «расшивка» крупнейших ГРС позволит на 2-3 процентных пункта повысить уровень газификации в России. Для решения этой проблемы мы разработали соответствующий законопроект, предполагающий установить обязанности организации-собственника системы газоснабжения осуществлять мероприятия, направленные на увеличение пропускной способности ГТС при наличии обращений заявителей. 

Кроме того наблюдаются и недостатки типовой схемы газификации. К примеру, отсутствие единой программы развития региональных сетей нередко приводит к непрогнозируемому строительству разными собственниками газопроводов или объектов, которые мешают их прокладке. Использование и бюджетных средств, и средств потребителей для прокладки сетей приводит к большому количеству собственников сетей, что с учетом исторической проблемы наличия «бесхозяйных» газопроводов создает массу проблем при эксплуатации сетей газораспределения и приводит к зависимости потенциальных новых потребителей от «основного абонента». 

До сих пор существует множество административных барьеров как для потребителей, так и для газораспределительных организаций. Как результат, недовольство потребителей длительными сроками и высокой стоимостью подключения к сети газораспределения, а также отсутствием четкого ответа на вопрос – «когда у меня будет газ?». 

Предлагаемая нами концепция будет способствовать решению указанных проблем. 

– В поручениях президента говорится о социальном акценте нового этапа газификации. Какие варианты финансирования могут для этого быть использованы? 

– Социальный акцент здесь действительно более чем высок – решение поставленной задачи, по факту, определяет уровень жизни и комфорт каждой семьи. Мы это понимаем, и поэтому изучаем различные источники финансирования планируемых затрат. Часть затрат, по нашему мнению, может быть оптимизирована, к примеру, за счет более глубокого аудита трат при строительстве газовых сетей. 

Будет ли углубляться «сетевая» газификация в уже охваченных регионах? Ведь достигнутый высокий процент газификации не означает, что каждый малый населенный пункт получает газ. 

– Все верно. Подчеркну, что в предлагаемом нами новом подходе, в том числе предусмотрено финансирование строительства и межпоселковых, и внутрипоселковых газопроводов. 

Так называемая «догазификация» коснется домовладений, в которых отсутствует стационарная плита, кроме электрической, а также домовладения с индивидуальным отоплением и горячим водоснабжением за счет других энергоресурсов, отличных от газа. Иными словами, наша цель обеспечить газом население для приготовления пищи, а также отопления и горячего водоснабжения, в том числе централизованных. 

Какое внимание будет уделяться автономным и альтернативным вариантам газификации для регионов, удаленных от ЕСГ, газовых месторождений? Каковы перспективы малотоннажного СПГ? 

– Это важный нюанс. Ряд потенциальных потребителей газа удален от источников газоснабжения или находится в труднодоступной местности, что делает экономически невыгодной или даже невозможной традиционную трубопроводную газификацию. 

Тема мини-СПГ в России идет в мировом тренде – на сегодня в России функционируют 11 малотоннажных заводов по производству СПГ общей производительностью 0,1 млн тонн в год и фактической загрузкой порядка 40,0%, из которых 8 заводов поставляют СПГ на внутренний рынок. 

Напомню, что Минэнерго разработало «дорожную карту» по развитию рынка малотоннажного СПГ и совершенствованию нормативного и правового регулирования производства и использования СПГ для газификации и в качестве моторного топлива в Российской Федерации на период до 2025 года. 

Основной целью этой дорожной карты по СПГ является повышение эффективности государственного нормативного правового регулирования в области пожарной безопасности, промышленной безопасности, экологии и проектирования для снижения затрат по строительству и эксплуатации объектов малотоннажного СПГ и газозаправочной инфраструктуры. 

В настоящее время мы заканчиваем межведомственное согласование дорожной карты по СПГ и в ближайшее время внесем ее в правительство. 

В целом хочу отметить – и новейшая дорожная карта газификации, и сама методика оценки уровня газификации, разработанные Минэнерго, исходят в первую очередь из реального и потенциального энергобаланса отдельно взятой территории. Сегодня нужен индивидуальный, «точечный» подход, с учетом ситуации и специфики каждого региона. 

- В чем вы хотели бы видеть помощь и содействие со стороны Российского газового общества для реализации намеченных планов дальнейшей газификации страны? 

– Совместно с коллегами из Российского газового общества ведется масштабная работа по обеспечению цифровизации процесса газификации, а именно прорабатывается возможность создания интерактивной карты «Найди свой дом». Она будет содержать актуальные схемы и плановые сроки газификации населенных пунктов. 

В части инициатив Минэнерго России по проекту дорожной карты по развитию газификации, которую мы направили в Российское газовое общество, мы просили бы поддержать предлагаемую Минэнерго России концепцию, в том числе в части внедрения института региональных операторов газификации и, как следствие, направить предложения по сутевому содержанию предлагаемых мер в дорожной карте. 

Государство стремится максимально поддерживать масштабные инфраструктурные и инновационные проекты, способные дать импульс для интенсификации экономической деятельности, улучшить экологическую обстановку, создать новые рабочие места, улучшить инвестиционную привлекательность регионов и в целом создать для населения комфортный уровень жизни. 

Обеспечение населения и бизнеса энергией, в том числе газом – одно из наиболее важных условий развития экономики, а доступность инфраструктуры газоснабжения является очень важной компонентой эффективной хозяйственной деятельности. Решить весь этот комплекс задач можно только объединив усилия, задействовав все инициативы и коллективные возможности как внутри отрасли, так и по всему спектру заинтересованных сторон. 

Интервью на сайте журнала.