Вы здесь

Back to top

Интервью заместителя Министра Антона Инюцына журналу «Коммерсант Власть»

В России за 11 лет энергоемкость снизилась на 34%

22.12.2014

2014-й может оказаться последним относительно благополучным годом в новой истории российского кино

Потребление энергии на душу населения является важнейшим экономическим и социальным показателем. О том, как реализуется политика энергетической эффективности в стране, и о роли в ней энергосервисных контрактов корреспондент Ксения Минилак поговорила с заместителем министра энергетики РФ Антоном Инюцыным.

- Правительством в 2009 году была поставлена цель снизить энергоемкость ВВП к 2020 году на 40% (от 2007 года). Насколько реалистичными вы считаете эти планы и каких показателей удалось добиться на сегодняшний день?

- С 2000 по 2013 год снижение энергоемкости российской экономики составило 34%. В США за тот же период аналогичный показатель снизился на 16%, вГермании и Китае — на 12%.

Тем не менее отставание в области энергоэффективности от других стран с развитой экономикой и промышленностью у нас остается еще очень значительным. Особенно оно заметно в жилищном секторе: среди стран с близкими тарифами на энергоресурсы российские домохозяйства потребляют в 2 раза больше энергии, чем канадские, в 3 раза больше, чем американские, и в 4,5 раза больше, чем китайские.

Вполне достижимый потенциал энергосбережения по всем секторам экономики составляет 195 млн тонн условного топлива, что эквивалентно 20% от уровня потребления энергоресурсов в 2013 году. Для экономики это могло бы означать ежегодный прирост ВВП на 2,2%.

- Как вы оцениваете взаимоотношения бюджетных организаций и бизнеса в сфере энергосбережения?

- Если говорить в целом, то бюджетная сфера (образовательные учреждения, здравоохранение, спортивные учреждения) потребляет огромное количество энергии. Денег на модернизацию оборудования, которое находится в этих учреждениях, нет. Есть два пути улучшения ситуации. Первый — все, что государство делает с нуля, должно соответствовать повышенным требованиям энергоэффективности. Есть ряд регионов, которые такие требования уже используют на практике, например Москва, Татарстан. Второй путь: нужно повысить требования по энергоэффективности к текущему и капитальному ремонту объектов бюджетной сферы. Так как масштабы модернизации колоссальны, а госбюджета на это недостаточно, то нужны механизмы привлечения частных инвестиций в эту область.

- Как вы оцениваете внедрение так называемого энергосервисного контракта?

- Энергосервисным называется тот контракт, который позволяет зафиксировать экономию от мероприятий, которые проведены на том или ином объекте. То есть основная идея — это рассчитать возможную экономию, зафиксировать ее и за счет этого обеспечить возврат инвестиций. Эти контракты можно применить лишь в ограниченных сферах. И так не только в России. То есть нет такого, что на Западе они работают, а у нас нет! Чтобы расширить сферу применения энергоконтракта, Минэнерго России подготовило методику расчета экономии. Это сделано для того, чтобы участники рынка могли применить единый стандарт расчета для бюджетной сферы. В следующем году энергосервисные компании смогут воспользоваться этой методикой, и это позволит привлечь инвестиции в бюджетную сферу по трем направлениям: внешнее и внутреннее освещение, частотные приводы электромоторов и индивидуальные тепловые пункты.

- В чем сложность применения энергоконтракта в других сферах?

- Давайте возьмем, например, завод по производству посуды: старые станки, которые производят продукцию. Казалось бы, почему энергосервисная компания не может поставить новое оборудование и производить на нем менее энергозатратную продукцию? Так вот получилось, что такая система неприменима с точки зрения фиксирования экономии. Тот, кто вкладывается,— энергосервисная компания — должен обеспечить окупаемость инвестиций. Но производитель посуды не может гарантировать, что он загрузит свое предприятие на 100%. Ведь никто не может гарантировать спрос на его продукцию через семь лет.

- Энергосервисные компании часто говорят о пробелах в законодательстве. Введение единого стандарта улучшит ситуацию на рынке?

- Введение этой методики позволит решить несколько проблем: с одной стороны, позволит бюджетной организации взять на себя ответственность, что да, по расчетам такая экономия будет, с другой — лишит бизнес неких манипуляций с расчетами. То есть у всех будет единое понимание, как считать. Министерство выпускает некий стандарт, чтобы все жили по одним правилам.

- Введение стандарта стимулирует появление новых энергосервисных компаний, в том числе при банках?

- Я думаю, что да. Появление методики должно дать импульс таким контрактам. Однако ждать, что энергосервисные компании появятся при каждом банке, не стоит. Но надо сказать, что в мире энергосервисные контракты занимают всего лишь 2% от общего объема всего финансирования проектов в области энергетики. Основное финансирование идет через кредиты, лизинг и так далее. Так что не нужно иметь завышенных ожиданий.

- Какие регионы сегодня можно назвать самыми энергоэффективными? Где чаще всего используют механизм энергосервисного контракта?

- Активно работают по этой теме Москва, Татарстан. Есть парочка неплохих проектов в Ленинградской области, Липецке. А по чуть-чуть занимаются все регионы.

- Какие сейчас принимаются меры по господдержке энергосервисных контрактов и в чем сложность?

- Сложный вопрос. Проблема в том, что, когда энергосервисная компания приходит в энергетическую компанию, у второй, как правило, рейтинг выше. У многих энергосервис ассоциируется с модернизацией и со всем, что связано с потреблением электроэнергии, но это не так. Нужно в целом расширять понятие энергосервиса, так как сейчас в законе написано, что это очень узкое понятие.

- В бюджетной сфере или в частной чаще заключаются энергосервисные контракты?

- У нас такой статистики нет. Я думаю, чаще в бюджетном секторе.

Ссылка на интервью:

http://login.mlg.ru/Article.mlg/ArticleDisplay/1427516/360773265?interne...