Вы здесь

Back to top

Об отрасли

Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2024 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.01.2019 г. № 1-р, исходят из приоритетного характера цели повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии.

В целях  реализации поставленных в Основных направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2024 года задач Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрены механизмы поддержки стимулирования производства электрической энергии генерирующими объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии, на оптовом и розничных рынках электрической энергии и мощности. Внедренные механизмы поддержки ВИЭ дали значимый импульс развитию этого нового для российской экономики и энергетики сегмента.

 

Механизмы поддержки генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии, на оптовом рынке

 

Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрено использование механизма продажи мощности генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ), по договорам поставки мощности на оптовый рынок (ДПМ ВИЭ) по цене и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Механизм поддержки ВИЭ заключается в проведении конкурсных отборов инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе ВИЭ, и заключении в отношении отобранных проектов ДПМ ВИЭ. Постановлением от 28.05.2013 №449 утверждены правила определения цены на мощность для таких генерирующих объектов.

 

Распоряжением Правительства Российской Федерации
 от 08.01.2009 № 1-р для реализации механизма поддержки ВИЭ установлены индикаторы предельных величин генерирующих объектов ВИЭ (табл. 1), целевые показатели объемов ввода для каждого типа генерирующего объекта ВИЭ на период до 2024 года (табл. 2) и степени локализации (табл. 3).

 

Целевые объемы вводов и требования по степени локализации по годам для каждого типа генерирующего объекта ВИЭ синхронизированы таким образом, чтобы основные производители генерирующего оборудования могли иметь приемлемый горизонт для возврата инвестиций от развертывания на территории Российской Федерации крупных производственных площадок для выпуска отдельных элементов генерирующего оборудования, позволяющих инвесторам выполнить целевые показатели локализации при строительстве генерирующих объектов по ДПМ ВИЭ, а также для достижения достаточного уровня развития конкуренции на рынке такого генерирующего оборудования, который впоследствии может привести к снижению его конечной стоимости.

 

В целях снижения рисков принятия инвестиционных решений по проектам строительства генерирующих объектов ВИЭ постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2015 №1210 внесены изменения в Правила определения цены на мощность генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2013 № 449.

 

Табл. 1.

Предельные величины капитальных затрат на возведение 1 кВт установленной мощности генерирующего объекта, функционирующего на основе ВИЭ руб. на 1 кВт

Тип генерации 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г.
ВЭС 65 762 110 000 109 890 109 780 109 670 109 561 109 451 109 342 109 232 109 123 85 000
СЭС 116 451 114 122 111 839 109 602 107 410 105 262 103 157 101 094 99 072 65 000 65 000
Мини-ГЭС 146 000 146 000 146 000 146 000 146 000 146 000 146 000 146 000 146 000 146 000 146 000

 

Табл. 2.

Целевые показатели величин объемов ввода установленной мощности генерирующих объектов, функционирующих на основе ВИЭ, МВт

Тип генерации 2014г. 2015г. 2016г. 2017г. 2018г. 2019г. 2020г. 2021г. 2022г. 2023г. 2024г. Всего
ВЭС - 51 50 200 400 500 500 500 500 500 214,7 3415,7
СЭС 35,2 140 199 250 270 270 270 162,6 162,6 240 238,6 2238
Мини-ГЭС - - - 20,7 - 49,8 16 24,9 33 23,8 41,8 210
Итого 35,2 191 249 470,7 670 819,8 786 687,5 695,6 763,8 495,1 5863,7

 

 

Табл. 3

Целевые показатели степени локализации объектов генерации на основе ВИЭ

 

Виды генерирующих объектов

Год ввода в эксплуатацию

Целевой показатель степени локализации,
%

Генерирующие объекты, функционирующие на основе энергии ветра

с 2020 по 2024

65

Генерирующие объекты, функционирующие на основе фотоэлектрического преобразования энергии солнца

с 2020 по 2024

70

Генерирующие объекты установленной мощностью менее 25 МВт, функционирующие на основе энергии вод

с 2020 по 2024

65

 

 

Механизмы поддержки на розничных рынках и в изолированных энергорайонах

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2015 № 47 определен порядок реализации механизма поддержки ВИЭ на розничных рынках в ценовых и неценовых зонах оптового рынка, а также в территориально изолированных энергорайонах. Данным постановлением определен порядок формирования
на розничных рынках долгосрочного тарифного регулирования генерирующих объектов ВИЭ, а также правила их функционирования.

Предельные уровни капитальных и эксплуатационных затрат установлены распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2015 № 1472-р.

Приказом ФАС России 
от 30.09.2015 № 900/15 утверждены методические указания по установлению цен (тарифов) и (или) предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования ВИЭ квалифицированных генерирующих объектах и приобретаемую 
в целях компенсации потерь в электрических сетях.

Порядок и условия проведения конкурсных отборов по включению генерирующих объектов ВИЭ в схему развития электроэнергетики региона, а также требования к соответствующим инвестиционным проектам строительства генерирующих объектов ВИЭ и критерии их отбора устанавливаются региональными органами власти.

Принятые нормативные правовые акты позволят региональным органам власти субъектов Российской Федерации самостоятельно принимать решения о поддержке генерирующих объектов ВИЭ с учетом 
их экономической и экологической целесообразности и достаточности ресурсов для их обеспечения в каждом конкретном случае при условии соблюдения приемлемых темпов роста цен на электрическую и тепловую энергию. 

 

Развитие отрасли.

 

В 2019 году ввод новых объектов ВИЭ составил 531 МВт, а общая мощность введенных с 2014 г. по настоящее время объектов по ДПМ ВИЭ составляет порядка 1,1 ГВт.

 

Справочно:

В числе наиболее крупных введенных объектов:

Ахтубинская солнечная электростанция (СЭС) мощностью 60 МВт в Астраханской области (ГК «Хевел»).

Старомарьевская СЭС мощностью 50 МВт в Ставропольском крае (ООО «Солар Системс»).

Чкаловская СЭС мощностью 30 МВт в Оренбургской области (ГК «Хевел»).

Лиманская СЭС мощностью 30 МВт в Астраханской области (ГК «Хевел»).

Третья очередь Самарской СЭС мощностью 25 МВт (ООО «Солар Системс»).

Елшанская СЭС мощностью 25 МВт в Оренбургской области (ГК «Хевел»).

Домбаровская СЭС мощностью 25 МВт в Оренбургской области (ГК «Хевел»).

Солнечные электростанции на Дальнем Востоке:

Три солнечных электростанции в Республике Бурятия общей мощностью 45 МВт;

Две солнечных электростанции в Забайкальском крае общей мощностью 30 МВт.

Благодаря сложившейся конкуренции на рынке ВИЭ в 2016-2019 гг. удалось значительно снизить среднюю величину плановых капитальных затрат по проектам на 1 кВт установленной мощности: в солнечной энергетике этот показатель по итогам 2019 г. упал на 59,5% по сравнению с 2015 г., в сфере ветрогенерации за аналогичный период – на 58,2%.

Средняя величина плановых капитальных затрат по итогам конкурсных отборов проектов ВИЭ,

тыс. руб./кВт

 

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

СЭС

115,7

111,6

122,8

 

112,5

78,2

49,8

ВЭС

64,9

 

155,1

136,0

102,9

67,6

64,9

МГЭС

 

146,0

174,0

 

163,9

174,5

175,9

 

В рамках целенаправленной политики стимулирования локализации оборудования ВИЭ объемы производства соответствующих компонентов возросли до 900 МВт в год (со 140 МВт в год в 2012), при этом получены оценки о возможности обеспечения роста промышленного потенциала в объеме до 1,4 ГВт производимого оборудования в год, что обеспечит занятость не менее 12 000 человек.

 

Перспективы и задачи

 

Действующая программа ДПМ ВИЭ рассчитана до 2024 года. Правительством принято принципиальное решение о ее продлении, учитывая положительные итоги ее реализации в текущем периоде, поскольку такое решение позволит сохранить создающийся российский промышленный потенциал производства энергооборудования на базе ВИЭ, встроиться в общемировые тренды развития энергетических систем, снизить антропогенную нагрузку на окружающую среду и использовать значительные российские природно-климатические ресурсы.

Исходя из принятых Правительством Российской Федерации решений, в течение 2020 г. будет осуществляться подготовка проектов нормативных изменений, направленных на то, чтобы в 2025-2035 гг. продлить программу поддержки ВИЭ на оптовом рынке с объемом нагрузки на рынок в 400 млрд руб.

При реализации этой программы предполагается не только продлить возможность заключения ДПМ ВИЭ, но и усовершенствовать эту модель исходя из:

поэтапного повышения значений коэффициента использования установленной мощности и снижения уровня затрат на единицу вырабатываемой электрической энергии, что приведет к поэтапному снижению цены электрической энергии, выработанной объектами ВИЭ;

повышения глубины локализации производства компонентов;

установления норм о том, что полная оплата мощности, поставленной на ОРЭМ объектами, вводимыми по ДПМ ВИЭ, будет производиться лишь при условии соблюдения целевых показателей уровня экспорта основного и вспомогательного оборудования.

Реализация указанных мер позволит, начиная с 2036 года, прекратить меры по субсидированию объектов ВИЭ с использованием механизмов оптового рынка и при этом сделать российскую отрасль ВИЭ реально конкурентоспособной на внутреннем и мировых рынках.