Вы здесь

Back to top

Об отрасли

Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2024 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.01.2019 г. № 1-р, исходят из приоритетного характера цели повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии.

В целях  реализации поставленных в Основных направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2024 года задач Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрены механизмы поддержки стимулирования производства электрической энергии генерирующими объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии, на оптовом и розничных рынках электрической энергии и мощности. Внедренные механизмы поддержки ВИЭ дали значимый импульс развитию этого нового для российской экономики и энергетики сегмента.

 

Механизмы поддержки генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии, на оптовом рынке

 

Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрено использование механизма продажи мощности генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ), по договорам поставки мощности на оптовый рынок (ДПМ ВИЭ) по цене и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Механизм поддержки ВИЭ заключается в проведении конкурсных отборов инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе ВИЭ, и заключении в отношении отобранных проектов ДПМ ВИЭ. Постановлением от 28.05.2013 №449 утверждены правила определения цены на мощность для таких генерирующих объектов.

 

Распоряжением Правительства Российской Федерации
 от 08.01.2009 № 1-р для реализации механизма поддержки ВИЭ установлены индикаторы предельных величин генерирующих объектов ВИЭ (табл. 1), целевые показатели объемов ввода для каждого типа генерирующего объекта ВИЭ на период до 2024 года (табл. 2) и степени локализации (табл. 3).

 

Целевые объемы вводов и требования по степени локализации по годам для каждого типа генерирующего объекта ВИЭ синхронизированы таким образом, чтобы основные производители генерирующего оборудования могли иметь приемлемый горизонт для возврата инвестиций от развертывания на территории Российской Федерации крупных производственных площадок для выпуска отдельных элементов генерирующего оборудования, позволяющих инвесторам выполнить целевые показатели локализации при строительстве генерирующих объектов по ДПМ ВИЭ, а также для достижения достаточного уровня развития конкуренции на рынке такого генерирующего оборудования, который впоследствии может привести к снижению его конечной стоимости.

 

В целях снижения рисков принятия инвестиционных решений по проектам строительства генерирующих объектов ВИЭ постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2015 №1210 внесены изменения в Правила определения цены на мощность генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2013 № 449.

 

Табл. 1.

Предельные величины капитальных затрат на возведение 1 кВт установленной мощности генерирующего объекта, функционирующего на основе ВИЭ руб. на 1 кВт

Тип генерации 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г.
ВЭС 65 762 110 000 109 890 109 780 109 670 109 561 109 451 109 342 109 232 109 123 85 000
СЭС 116 451 114 122 111 839 109 602 107 410 105 262 103 157 101 094 99 072 65 000 65 000
Мини-ГЭС 146 000 146 000 146 000 146 000 146 000 146 000 146 000 146 000 146 000 146 000 146 000

 

Табл. 2.

Целевые показатели величин объемов ввода установленной мощности генерирующих объектов, функционирующих на основе ВИЭ, МВт

Тип генерации 2014г. 2015г. 2016г. 2017г. 2018г. 2019г. 2020г. 2021г. 2022г. 2023г. 2024г. Всего
ВЭС - 51 50 200 400 500 500 500 500 500 214,7 3415,7
СЭС 35,2 140 199 250 270 270 270 162,6 162,6 240 238,6 2238
Мини-ГЭС - - - 20,7 - 49,8 16 24,9 33 23,8 41,8 210
Итого 35,2 191 249 470,7 670 819,8 786 687,5 695,6 763,8 495,1 5863,7

 

 

Табл. 3

Целевые показатели степени локализации объектов генерации на основе ВИЭ

 

Виды генерирующих объектов

Год ввода в эксплуатацию

Целевой показатель степени локализации,
%

Генерирующие объекты, функционирующие на основе энергии ветра

с 2020 по 2024

65

Генерирующие объекты, функционирующие на основе фотоэлектрического преобразования энергии солнца

с 2020 по 2024

70

Генерирующие объекты установленной мощностью менее 25 МВт, функционирующие на основе энергии вод

с 2020 по 2024

65

 

 

Механизмы поддержки на розничных рынках и в изолированных энергорайонах

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2015 № 47 определен порядок реализации механизма поддержки ВИЭ на розничных рынках в ценовых и неценовых зонах оптового рынка, а также в территориально изолированных энергорайонах. Данным постановлением определен порядок формирования
на розничных рынках долгосрочного тарифного регулирования генерирующих объектов ВИЭ, а также правила их функционирования.

Предельные уровни капитальных и эксплуатационных затрат установлены распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2015 № 1472-р.

Приказом ФАС России 
от 30.09.2015 № 900/15 утверждены методические указания по установлению цен (тарифов) и (или) предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования ВИЭ квалифицированных генерирующих объектах и приобретаемую 
в целях компенсации потерь в электрических сетях.

Порядок и условия проведения конкурсных отборов по включению генерирующих объектов ВИЭ в схему развития электроэнергетики региона, а также требования к соответствующим инвестиционным проектам строительства генерирующих объектов ВИЭ и критерии их отбора устанавливаются региональными органами власти.

Принятые нормативные правовые акты позволят региональным органам власти субъектов Российской Федерации самостоятельно принимать решения о поддержке генерирующих объектов ВИЭ с учетом 
их экономической и экологической целесообразности и достаточности ресурсов для их обеспечения в каждом конкретном случае при условии соблюдения приемлемых темпов роста цен на электрическую и тепловую энергию. 

В 2020 году принято разработанное Минэнерго России постановление Правительства Российской Федерации (от 29.08.2020 № 1298),  в соответствии с которым в целях совершенствования действующего механизма стимулирования производства электрической энергии на основе использования возобновляемых источников энергии на розничных рынках предлагается реализация следующих мер:

уточнение правил проведения конкурсных отборов инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, в целях включения таких проектов в схемы и программы развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации, в том числе подробная регламентация порядка включения генерирующих объектов, отобранных по результатам соответствующих конкурсов и функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, в схемы и программы развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации

переход от принципа регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию, производимую на квалифицированных генерирующих объектах и продаваемую сетевым организациям, к принципу установления предельных максимальных уровней цен (тарифов) на такую электрическую энергию с определением конкретного размера указанных цен (тарифов) по итогам  в рамках конкурсных процедур;

уточнение правил и процедуры квалификации генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии;

совершенствование порядка заключения договоров купли-продажи электрической энергии с сетевыми организациями в отношении квалифицированных генерирующих объектов, уточнение условий таких договоров, а также упрощение процедуры определения объемов продажи электрической энергии по таким договорам;

совершенствование правил ведения реестра выдачи и погашения сертификатов, подтверждающих объем производства электрической энергии на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах.

Реализация предложенных мер позволит повысить инвестиционную привлекательность и эффективность механизма стимулирования производства электрической энергии на основе использования возобновляемых источников энергии на розничных рынках.

 

Развитие отрасли.

 

В 2020 г. эксплуатацию введено порядка 1 ГВт новой мощности ВИЭ (+82 % к 2019 г.).

 

Из крупных вводов могут быть отмечены следующие:

 

Фонд развития ветроэнергетики в Ростовской области ввел в эксплуатацию Сулинскую, Каменскую и Гуковскую ВЭС мощностью по 98,8 МВт каждая, 1 оч. Казачей ВЭС мощностью 50 МВт.

Фонд развития ветроэнергетики в Республике Калмыкия ввел в эксплуатацию Целинскую и Салынскую ВЭС мощностью 100 МВт каждая.

АО «Новавинд» ввело в эксплуатацию Адыгейскую ВЭС в Республике Адыгея мощностью 150 МВт.

ПАО «Т Плюс» ввело в эксплуатацию Светлинскую СЭС (СЭС «Сатурн») в Оренбургской области мощностью 30 МВт.

ООО «Солар Системс» ввело в эксплуатацию Светлую, Лучистую СЭС в Волгоградской области мощностью 25 МВт каждая.

ООО «Солар Системс» ввело в эксплуатацию Стерлибашевскую СЭС в Республике Башкортостан мощностью 25 МВт.

ООО «Солар Системс» ввело в эксплуатацию Старомарьевскую СЭС в Ставропольском крае мощностью 25 МВт.

ГК «Хевел» совместно с ПАО «РусГидро» в Амурской области в опытную эксплуатацию введена первая в России плавучая СЭС мощностью 54 кВт на площадке Нижне-Бурейской ГЭС.

Регионами-лидерами по объему реализованных проектов в рамках действующего механизма поддержки (ДПМ ВИЭ) являются  Оренбургская область, Астраханская область, Ульяновская область, Саратовская область, Республика Алтай, Республика Башкортостан.

В 2020 году конкурсный отбор проектов поддержки ВИЭ на оптовом рынке электрической энергии и мощностью с целью заключения ДПМ ВИЭ проведен в ноябре 2020 г.  По результатам отобрано 10 проектов на 238,1 МВт мощности,  из них по ветрогенерации отобрано 192,5 МВт, по малым ГЭС - 45,6 МВт.

По направлению ветрогенерации победителем отборов стало АО «ВетроОГК-2» (ДЗО АО «НоваВинд» – дивизион ГК «Росатом» по вопросам возобновляемой энергетики) с проектами строительства ветроустановок на территории Краснодарского края,  по направлению малой гидрогенерации – ПАО «ТГК-1» с проектом строительства  малой ГЭС в  Мурманской области плановой установленной мощности 16,5 МВт и ПАО «РусГидро» с проектами строительства малых ГЭС на территории Чеченской республики плановой установленной мощностью 10 МВт и на территории Кабардино-Балкарской Республики плановой установленной мощностью 19.1 МВт.

Конкуренция, возникшая в результате отбора, оказала значительное влияние на снижение заявленных участниками капитальных затрат, прежде всего,  по направлению ветрогенерации. По данному направлению снижение от плановой величины капитальных затрат составило  55,3 % на 2023 плановый год ввода (фактическая величина капзатрат по итогам отбора сложилась на уровне 65000 р/кВт*ч при предельных затратах в 145477 руб/кВт*ч) и на 42,6% на 2024 плановый год ввода (65005 руб/кВт*ч при предельных капзатратах на уровне 113318 руб/кВт*ч). Это показывает эффективность инструмента конкурсного отбора как механизма стимулирования ВИЭ, обеспечивающего оказание мер поддержки  наиболее экономически обоснованным проектам, что также снижает давление на цену мощности на оптовом рынке.

В целом благодаря сложившейся конкуренции на рынке ВИЭ удалось значительно снизить среднюю величину плановых капитальных затрат по проектам на 1 кВт установленной мощности: например, в солнечной энергетике этот показатель упал на 59,5% по сравнению с 2015 г., в сфере ветрогенерации за аналогичный период – на 58,2%.

Средняя величина плановых капитальных затрат по итогам конкурсных отборов проектов ВИЭ,

тыс. руб./кВт

 

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

СЭС

115,7

111,6

122,8

 

112,5

78,2

49,8

 

ВЭС

64,9

 

155,1

136,0

102,9

67,6

64,9

65

МГЭС

 

146,0

174,0

 

163,9

174,5

175,9

193,4

 

В рамках целенаправленной политики стимулирования локализации оборудования ВИЭ объемы производства соответствующих компонентов возросли до 900 МВт в год (со 140 МВт в год в 2012), при этом получены оценки о возможности обеспечения роста промышленного потенциала в объеме до 1,4 ГВт производимого оборудования в год, что обеспечит занятость не менее 12 000 человек.

 

Перспективы и задачи

 

Действующая программа ДПМ ВИЭ рассчитана до 2024 года. Правительством Российской Федерации принято решение о ее продлении, поскольку такое решение позволит  сохранить создающийся российский промышленный потенциал производства  энергооборудования на базе ВИЭ, встроиться в общемировые тренды развития энергетических систем,  снизит антропогенную нагрузку на окружающую среду и позволит использовать значительные российские природно-климатические ресурсы.

Исходя из принятых Правительством Российской Федерации  решений  Минэнерго России подготовлен  и внесен в Правительство Российской Федерации пакет нормативных изменений, направленных на то, чтобы в 2025-2035 гг. продлить  программу поддержки ВИЭ. Указанные нормативные изменения частично приняты (постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2021 № 328), частично ожидаются к принятию (проект распоряжения Правительства Российской Федерации  по вопросам определения финансовой нагрузки по итогам реализации программ ДПМ ВИЭ). По предварительным расчетам,  реализация программы позволит ввести в 2023-2035 годы генерацию ВИЭ общей установленной мощностью более 6,7 ГВт.

При этом Правительством страны уже приняты решения о сроках проведения конкурсного отбора проектов ВИЭ в 2021 году (до 4 сентября 2021 г.), а также определены новые правила и принципы проведения таких отборов. Самое существенное изменение таких правил состоит в переходе от практиковавшихся ранее отборов по принципу минимизации заявленных затрат инвесторов к отбору по критерию минимизации комплексных показателей эффективности проектов  ВИЭ,  то есть по сути - от объёмных ограничений к стоимостным. Предполагается установить предельные годовые показатели поддержки ВИЭ (нагрузки на оптовый рынок) в качестве  «верхней планки», от которой будет происходить ее снижение по итогам конкурсных отборов. Правительством Российской Федерации даны четкие критерии для определения объема мощности объектов ВИЭ, поставляемой на рынок и подлежащей оплате потребителями. Вместе с тем меры поддержки обусловлены необходимостью соблюдения инвесторами требований в области локализации компонентов энергетического оборудования и требований по обязательным объемам экспортных поставок, что стимулирует выход российских компаний на мировые рынки.