Вы здесь

Back to top

Выступление аудитора Счетной палаты Российской Федерации Валерия Богомолова

Выступление аудитора Счетной палаты Российской Федерации Валерия Богомолова
Богомолов
Валерий
Николаевич
Аудитор Счетной палаты Российской Федерации

Надеюсь, Вы понимаете, что нисколько не умаляю тех результатов, тех достижений, которые есть у ТЭКа и у Министерства энергетики вместе взятых. Мое выступление немножко другой имеет жанр. Закон жанра требует, чтобы оно носило несколько другой характер. Но надеюсь, что это не будет каким-то большим диссонансом с теми выступлениями, которые были ранее.

В сложившихся финансово-экономических условиях важной задачей является экономное использование государственных средств, выделяемых Минэнерго России на выполнение установленных функций, а также работа по повышению эффективности деятельности субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе.

По нашему мнению для решения этой задачи необходимо, первое, повысить качество планирования бюджетных ассигнований и подготовки обоснований. Должностным лицам Минэнерго России при планировании бюджетных ассигнований на предоставление бюджетных инвестиций в виде взносов в уставные капиталы юридических лиц необходимо анализировать возможности и сроки их использования. В результате, например, взнос в уставной капитал по Россети, предусмотренный в сумме почти 1,5 миллиарда рублей в целях создания инфраструктуры энергосбережения, проведения в 2018 году в Российской Федерации Чемпионата Мира по футболу, осуществлен Минэнерго России только в декабре 2015 года.

По этой причине бюджетные ассигнования, предусмотренные законом на развитие энергетической инфраструктуры в течение длительного времени по целевому назначению не использовались.

Необходимо совершенствовать работу по разработке нормативных затрат на выполнение государственного задания для подведомственных учреждений. Результаты проверок свидетельствуют, что устанавливаемые объемы финансового обеспечения не соответствовали реальной потребности в бюджетных ассигнованиях, необходимых для его выполнения. В результате при полном выполнении госзадания, в частности, Российским энергетическим агентством отмечался значительный рост остатков субсидий.

Второе. Необходимо повысить уровень организации работы по исполнению закона о федеральном бюджете. В первую очередь это относится к своевременной подготовке нормативно-правовых актов, необходимых для исполнения федерального бюджета. Так в ходе исполнения закона о федеральном бюджете на 2015-й год не был соблюден срок внесения в Правительство проекта постановления об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов на ликвидацию перекрестного субсидирования в электроэнергетике.

В результате указанные правила были утверждены только в октябре, то есть практически за 2 месяца до окончания финансового года. В 2015 году на низком уровне исполнены расходы, предусмотренные на реализацию мероприятий, связанных с реструктуризацией угольной отрасли. Неполное соблюдение норм действующего законодательства привело к позднему заключению государственного контракта на выполнение работ по реконструкции самого здания Минэнерго. В результате бюджетные ассигнования, утвержденные на 2015-й год, на указанные цели были использованы только на 43%.

Третье. Необходимо усиление контроля за своевременным и полным выполнением субъектами электроэнергетики директив Правительства по повышению эффективности, их операционных расходов и снижению издержек. Для привлечения дополнительных источников финансирования, в том числе в инвестиционной деятельности, необходимо активизировать работу компаний топливно-энергетического комплекса по своевременному выполнению программ отчуждения непрофильных активов.

Результаты проверок свидетельствуют, что работа в данном направлении компаниями ведется медленными темпами. Несмотря на непростую ситуацию, сложившуюся в электросетевом комплексе, план-график издания нормативных актов для реализации стратегии развития электросетевого комплекса, который должен был быть выполнен еще в 2013 году, в 2015 году был утвержден в новой редакции. При этом сроки реализации многих мероприятий сдвинуты вправо почти на 2 года.

В заключение хотелось бы отметить, что между Счетной Палатой и Минэнерго налажено продуктивное и конструктивное взаимодействие, сотрудничество. Но хотелось бы обратить внимание на то, что надо более оперативно и своевременно выполнять наши предписания, как это предусмотрено действующим законодательством.

Надеюсь, что мое выступление приведет к тому, что будут учтены наши замечания, и это тем более повысит результативность работы Минэнерго и всего ТЭКа. Спасибо за внимание.