Вы здесь

Back to top

Выступление Министра энергетики Российской Федерации Александра Новака

Выступление Министра энергетики Российской Федерации Александра Новака
Новак
Александр
Валентинович
Министр энергетики РФ

Уважаемые коллеги, уважаемый Аркадий Владимирович, сегодня мы проводим пятую юбилейную Коллегию Министерства энергетики Российской Федерации. Я хочу всех поприветствовать на нашей Коллегии.

За прошедшие годы Коллегия стала действенным инструментом обсуждения и анализа отраслей ТЭК, стоящих перед нами проблем, задач, поиска путей их решения. Такое обсуждение в самом широком составе помогает нам не только точнее поставить задачи, но и определить те точки приложения, которые способны сделать нашу работу еще более эффективной.

Сегодня в заседании Коллегии принимают участие Заместитель председателя Правительства РФ А.В. Дворкович, Министр промышленности и торговли Д.В. Мантуров, Министр экономического развития М.С. Орешкин, Председатель комитета Государственной Думы по энергетике
П.Н. Завальный, Заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике С.В. Шатиров, также руководители субъектов РФ, руководители наших отраслей, энергокомпаний, члены Общественной палаты РФ, Общественного совета при Министерстве энергетики. Приветствуем также аудитора Общественной палаты В.Н. Богомолова, представителей научных и экспертных сообществ, профсоюзов, работодателей и наших, безусловно, ветеранов отрасли.

Я хочу всех поблагодарить за участие, за совместную работу в течение прошлого года, за конструктивное взаимодействие, поддержку и реализацию задач, стоящих перед топливно-энергетическим комплексом нашей страны. В ходе сегодняшнего заседания мы подведем итоги работы Министерства и отраслей ТЭК, обсудим задачи и цели на ближайшую перспективу.

Я особо хотел бы поблагодарить своих коллег министров, которые сегодня здесь присутствуют, потому что здесь у нас такая представительная Коллегия с участием других министров. Это подчеркивает роль топливно-энергетического комплекса, особенно в сегодняшних условиях, и как уже было сказано, в ролике было много цифр, и я хочу также сказать, что мы подготовили по традиции большое количество информационных материалов, которые есть у вас в раздаточных материалах. Там есть итоги работы отрасли, основные задачи, направления. Тем не менее, в своем докладе я коротко остановлюсь на основных событиях 2016-го года и на основных задачах, которые стоят перед отраслью на среднесрочную перспективу, на 2017 год.

В первую очередь я хотел бы сказать, что, несмотря на продолжающие действовать уже в течение третьего года санкции, трудности с привлечением финансовых ресурсов, еще более низких цен в 2016-ом году на основные наши энергоносители. Могу сказать, что цены на нефть были в 2016-ом году на 16% ниже, чем в 2015-ом году. Тем не менее, все отрасли ТЭК сработали стабильно и даже значительно улучшили свои показатели. ТЭК обеспечил прирост инвестиций, развивался и повышал свою конкурентоспособность и сохранил лидирующие позиции на мировых рынках. В нефтяной и угольной отраслях были поставлены национальные рекорды по добыче. Хочу просто напомнить, что в угольной отрасли, те показатели, которые были достигнуты в 2016-ом году, планировались к достижению в 2022-ом году в соответствии с ранее принятой Энергостратегией, то есть мы уже в 2016-ом году на шесть лет вышли опережающими темпами по показателям по добыче угля.

Впервые за три года выросла добыча газа до 640 млн. кубометров. Выработка электроэнергии по итогам года значительно выросла более, чем на 2%. Я напомню, что в предыдущие годы прирост составлял менее 1%. Это тоже хороший показатель.

Общий объем инвестиций ТЭК в экономику составил около 3,7 трлн. рублей и прирост составил порядка 6%. В том числе инвестиции в нефтедобычу, несмотря на снижение мировых цен, выросли на 12% и составили 1 трлн. 210 млрд. рублей.

И на что хотелось бы обратить внимание, что инвестиции в основной капитал угольных компаний выросли почти на 20%.

Энергетика развивалась с опережением относительно экономики и оставалась драйвером для других отраслей российской экономики.

Несколько ключевых событий в энергетики в 2016-ом году.

К таким событиям я, безусловно, отнес бы уже озвученное Аркадием Владимировичем соглашение между Россией и странами ОПЕК и не входящих в ОПЕК о добровольном ограничении добычи нефти. Хотел бы отметить, что цели достигаются по этим соглашениям. Мы видим снижение волатильности, стабилизацию цен в определенном диапазоне, гораздо более комфортном, чем в предыдущие годы до 2017-го года. На мой взгляд ситуация на рынках стала более здоровой, более сбалансированной. И хотел бы здесь поблагодарить наши компании, которые добровольно принимают участие и выполняют соглашение. И на самом деле, это хороший эффект, который получает экономика страны, бюджет и нефтегазовые компании.

В настоящее время мне много задают вопросов, будет ли продлеваться это соглашение, и я могу сказать, что мы обсуждали и с компаниями, и в Правительстве. Сейчас, наверное, рано говорить об этом. Я думаю, что решение будет приниматься в более поздний период, исходя из анализа текущей ситуации. Сейчас вы видите, за последние две недели снижаются остатки на мировых нефтяных рынков. Этот тренд прироста запасов переломлен. Это позитивный фактор, его нужно будет отслеживать и затем принимать решения о дальнейших действиях в этом направлении.

В прошлом году, впервые за много лет, мы видели большое количество вводов крупных месторождений в эксплуатацию. Это стало возможным благодаря последовательной политике Правительства РФ по стимулированию освоения месторождений в новых регионах добычи. Были введены в эксплуатацию такие месторождения, как Восточное-Мессояхское компаний Газпром-нефть и Роснефть. Лукойл ввел Пякяхинское месторождение, месторождение Филановского на шельфе Каспийского моря, в Восточной Сибири Роснефтью вводится Сузунское месторождение. Газпром начал круглогодичную отгрузку нефти с Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения через арктический морской терминал «Ворота Арктики». НОВАТЕК вывел на проектный уровень добычу на Ярудейском нефтегазовом месторождении. И в целом хочу сказать, что такие масштабные строения месторождений стало возможным, благодаря той налоговой политике, которая проводилась в последние годы.

В части развития транспортной инфраструктуры Транснефть завершила строительство нефтепровода Заполярье - Пурпе и Куюмба – Тайшет. В плановом режиме Газпром ведет строительство газопровода «Сила Сибири». Завершено строительство второй нитки газопровода Бованенково – Ухта. Начата реализация проекта «Турецкий поток». В декабре, с опережением сроков на три месяца, осуществлен запуск газопровода Краснодарский край – Крым, обеспечивший бесперебойными поставками газа потребителей Крыма в осенне-зимний период этого года. В этом году на полуострове Ямал будет введена в эксплуатацию первая линия завода «Ямал СПГ», сооружаемого в рамках ЧГП НОВАТЕКА с французскими и китайскими инвесторами. Запуск проекта на полную мощность в последующем позволит увеличить объем экспорта российского газа более чем на 10%, повысить долю России на мировом рынке сжиженного газа до 8%.

В области переработки продолжилась программа по модернизации нефтеперерабатывающих производств. Благодаря реализуемой программе с 2011-го года введено в эксплуатацию 70 установок, из них в прошлом году 12. Это нам дало возможность существенно прирасти по глубине переработке нефти сразу на 5% по итогам прошлого года, до 79,2%.

Страна также перешла с прошлого года на обращение топлива 5-го высшего экологического класса, что особо актуально, учитывая, что в России 2017 год объявлен годом экологии. В этом же экологическом аспекте одним из важных направлений, реализуемы совместно с Министерством транспорта, Министерством промышленности и торговли является расширение использования газа в качестве моторного топлива. Здесь мы видим существенную положительную динамику, и, как говорится – лед тронулся. В прошлом году было введено в эксплуатацию 44 объекта газозаправочной инфраструктуры. Реализация газомоторного топлива увеличилась почти на 10%. Эта работа будет также продолжена, это важное направление.

В электроэнергетике я бы в первую очередь выделил завершение строительства энергомоста в Крым. Это также обеспечило надежное прохождение курортного и осенне-зимнего периодов. В настоящее время мы ведем строительство объектов третьего этапа энергомоста и объектов генерации. В 2016 году было введено 4,3 ГВт новой генерации. Среди введенных энергоблоков есть уникальные объекты.

Продолжу с реализацией наших планов развития генерации на основе ВИЭ. Было введено в эксплуатацию 70Мвт солнечных электростанций. В 2017-ом году ожидаем первый крупный проект по вводу ветровых электростанций.

По сути, создается новая инфраструктура с экспортным потенциалом. Обновление основных фондов положительно сказалось на системной надежности, и в осенне-зимний период, несмотря на сложные погодные условия, аномальные условия в некоторых регионах, энергосистема прошла максимум нагрузок в штатном режиме. Мы видели также по результатам снижение аварийности на 3,9%. В целом в генерирующих компаниях на 8,9%.

Уважаемые коллеги, мы ставим задачу создания механизма для стимулирования вывода неэффективных генерирующих мощностей. Частично эту задачу удалось решить. Внедренный четырехлетний механизм долгосрочного КОМа позволил компаниям оптимизировать свои затраты, запланировать вывод из эксплуатации 9,3 ГВт мощностей до 2019-го года. Это важный элемент для сдерживания роста цен и нагрузки на потребителя.

В прошедшем году мы продолжили также совершенствовать нормативно-правовую базу, направленную на повышение эффективности электроэнергетического комплекса. Вступила в силу разработанная Минэнерго новая редакция правил утверждения инвестиционных программ в субъектах электроэнергетики. Утверждены укрупненные нормативы цен типовых технологических решений для электросетевых объектов. Утверждены также и разработаны Минэнерго методические рекомендации по проведению технологического и ценового аудита инвестпрограмм. Все эти решения позволили существенно оптимизировать инвестиционные программы субъектов энергетики.

В результате применения новых критериев сократилось более, чем на тысячу, количество территориальных сетевых организаций. По инициативе Минэнерго в целях повышения прозрачности деятельности сбытовых компаний наблюдательным советом совета рынка был утвержден регламент мониторинга энергосбытовой деятельности, гарантирующей поставщиков и энергосбытовых организаций, предусматривающие механизмы раскрытия финансово-экономической информации, а также механизмы контроля за предоставлением указанной информации.

В раздаточных материалах есть разъясняющие материалы, как работать в этом направлении компаниям.

В целях совершенствования рынка теплоснабжения, Министерством был разработан проект закона, предусматривающий поэтапный переход на новые модели регулирования системы отношения и ценообразования по методу альтернативной котельной. В конце прошлого года законопроект был принят в первом чтении Государственной Думой. В настоящее время подготовлены поправки ко второму чтению.

Также хочу здесь поблагодарить и Госдуму, и членов Совета Федераций, поскольку проект действительно непростой, но мы видим конструктивный подход и учитываем те замечания, которые были. Надеемся, что в весенней сессии этот законопроект будет принят.

Еще один важный закон, который был разработан Минэнерго и принят в 2016-ом году, касается совершенствования требований к обеспечению надежности и безопасности энергетических систем. Закон наделяет правом утверждать обязательные требования, которые не пересматривались с середины 80-х годов. На данный момент Министерством готовится перечень из более 30-и нормативно-правовых актов в этом направлении.

В соответствии с общеотраслевыми задачами в прошлом году была продолжена совместная с Министерством промышленности работа по импортозамещению критически важных технологий и материалов в рамках утвержденных планов. Мы видим уже конкретные результаты, хотим поблагодарить наших коллег из федеральных органов власти и компаний. Как пример приведу, уже в 2016-ом году доля импортных катализаторов нефтепереработки снизилась с 62% до 39%, в нефтехимии до 27,5%. Компании с государственным участием разработали и утвердили корпоративные планы по импортозамещению и включили их в свои долгосрочные программы.

Важное направление нашей с вами работы – это, конечно же, выработка механизмов поддержки инновационного развития, как на уровне государства, так и на уровне компаний ТЭК. Одним из таких инструментов является отбор и реализация проектов, имеющих общенациональное значение и способных дать значительный экономический эффект. Национальных проектов. На сегодняшний день рабочими группами при Министерстве энергетики одобрено и реализуется 6 таких проектов в сфере интеллектуальной энергетики, ВИЭ и в сфере глубокой переработки нефти. В прошлом году Минэнерго впервые в постсоветский период утвердило прогноз научно-технологического развития отраслей ТЭК на период до 2035-го года. Кроме этого в рамках реализации национальной инициативы была одобрена и разработана Минэнерго совместно с Агентством стратегических инициатив и другими партнерами Дорожная карта по направлению EnergyNet, которая направлена в первую очередь на развитие отечественных комплексов систем и сервисов, интеллектуальной энергетики и обеспечения лидерства российских компаний на новых высокотехнологичных рынков мировой энергетики будущего в ближайшие 15-20 лет. Данная Дорожная карта предусматривает реализацию нескольких технических пилотных проектов. Первым был одобрен проект «Цифровой район» для электрических сетей «Янтарьэнерго». На мой взгляд, очень важное и перспективное направление развития электроэнергетики. Весь мир сейчас работает в этом направлении.

Совместно с компанией «Россети» нам необходимо более активно работать над внедрением технологий цифролизации, SmartGrid, заниматься развитием распределенной генерации.

Уважаемые коллеги, что касается приоритетных задач на текущий год и перспектив, они, безусловно связаны с условиями, в которых нашим отраслям предстоит работать. Хотел бы заметить, что несмотря на позитивные показатели отраслей, финансово-экономические условия работы российского ТЭК остаются все равно сложными, расслабляться нам здесь не приходится. Это относится как и к внутренним факторам (ограничение спроса, ограничение кредитных ресурсов), так, безусловно, и к внешним вызовам. Мировой рынок становится все более конкурентным, развитие технологий, оптимизация производственных процессов, доступность финансирования существенно снизили барьеры для большого количества игроков на мировых рынках.

Страны, обладающие запасами с низкой себестоимостью разработки, пытаются ускорить их монетизацию, как для увеличения текущего потока, так и в связи с большой неопределенностью будущего рынка углеводородов. Это тренд, который будет продолжаться и дальше, и нам нужно принимать это во внимание. Для укрепления позиций российского ТЭК на международных рынках и улучшения условий его работы Министерство энергетики предлагает сосредоточиться на решении следующих ключевых задач. Считаю, что в первую очередь это принятие закона, обеспечивающего введение новой системы налогообложения недропользователей, в зависимости от экономической эффективности разработки месторождений, введения так называемого НДД в рамках пилотных проектов. Мы видим существенный положительный эффект от налоговых инициатив, принятых в прошлые годы. Цифры показывают, что темпы роста на льготируемых существенно выше среднего по отрасли. Это не только позволяет компенсировать снижающийся объем добычи в традиционных регионах добычи, но и сохранить бюджетные поступления, так как без предоставления этих льгот, общая добыча в стране была бы существенно ниже и в том числе, как и налоговые поступления.

Что касается дальнейшей эволюции налоговой системы, то мы считаем крайне важным сфокусироваться на раскрытии того потенциала, который существует на зрелых месторождениях в традиционных регионах добычи. Эти регионы характеризуются развитой инфраструктурой, хорошим уровнем изученности, большим потенциалом по увеличению добычи. Но при этом себестоимость часто очень высока, что делает их разработку на сегодня менее привлекательной. Принимая налоговые решения сегодня очень важно учитывать будущую динамику рынка. Пилотные проекты по НДД являются одним из лучших способов апробирования системы налогообложения, учитывающие реальную себестоимость разработки месторождения. Это то направление, в котором нам необходимо двигаться для сохранения конкурентоспособности нефтяного сектора Российской Федерации.

Стимулирование разработки таких месторождений поможет предотвратить падения добычи, существенно повысит инвестиции и приведет к росту бюджетных поступлений. В настоящее время законопроект разработан. Он по основным параметрам согласован Министерством энергетики и Министерством финансов, рассчитывая, что он в ближайшее время будет рассмотрен Правительством и поддержан Парламентом

Второе: считаю необходимым сосредоточить усилия на выработке мер по вовлечению в разработку малых месторождений. Мы видим снижение интереса инвесторов к разработке мелких месторождений с извлекаемым запасом начальным менее 5 млн. тонн. Если в 2015-ом году только 40% объявленных аукционов на такого рода месторождения были признаны состоявшимися, то в 2016-ом году этот показатель составил уже 20%. Это результат нашей негибкой налоговой политики, отсутствие финансовых стимулов у инвесторов вовлекать в разработку небольшие активы с применением новейших технологий.

Уважаемые коллеги, добыча нефти это не только основа для нефтяного сектора, но большинство потребителей оценивают работу отрасли по качеству нефтепереработки. Крайне важно отметить, что, несмотря на существенные достижения, сектор сегодня находится в сложном положении. Это связано как с изменениями макропараметров, так и с определенными налоговыми последствиями. Мы наблюдаем замедление инвестиций в отрасль, а также падение маржинальности на НПЗ, как на современных, так и на не модернизированных. Не решение данной проблемы может привести к существенному замедлению модернизации, негативным экономическим последствиям. Необходимо, на наш взгляд, проанализировать текущую ситуацию с нашими коллегами и Министерства экономического развития, Министерства финансов и разработать комплекс мер для поддержки нефтепереработки.

Мы также особое внимание будем уделять крупным инфраструктурным проектам, по поддержке СПГ-проектов, развитие нефтегазохимии дальнейшей газификации регионов РФ, упрощение подключения потребителей к сетям газораспределения в рамках реализации разработанной Дорожной карты. Необходимо также закончить совместно с Федеральной антимонопольной службой работу по совершенствованию методики тарифов на услуги по транспортировке газа. Продолжить работу над концепцией внутреннего рынка газа, особенно с учетом необходимости до 1 января 2025-го года в соответствии с договором о Евразийском экономическом союзе, создание единого газового рынка.

Также необходимо продолжить работу вместе с Министерством промышленности и промышленными компаниями по снижению импортозависимости предприятий газовой отрасли.

В угольной отрасли наряду с реструктуризацией особое внимание будем уделять реализации программ по обеспечению дальнейшего улучшения условий труда, повышению безопасности проведения горных работ, снижению аварийности и травматизма в угольной промышленности. Поддержание боевой готовности военизированных, горноспасательных, аварийно-спасательных частей. Это будет реализовываться в соответствии с утвержденной программой Министерства вместе с другими Федеральными органами власти, согласовано с Росуглепроф.

Также ставим себе задачу актуализировать комплекс мер по развитию углехимической промышленности для увеличения продуктов производства углехимии.

В электроэнергетике ключевыми задачами в текущем году станет, как я уже говорил, принятие закона об «Альтернативной котельной». Планируем в самое ближайшее время принять оставшиеся постановления, направленные на укрепление платежной дисциплины. В 2017-ом году планируем внесение и принятие Федерального закона о совершенствовании механизма вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации, предусматривающих институт проведения оценки возможности проведения эксплуатации объекта электроэнергетики и продолжения эксплуатации на рыночных условиях. Порядок определения перечня и последующей реализации мероприятия и замещающих направленных на покрытие дефицита в энергосистеме от выбывающих мощностей, а также источники их внебюджетного финансирования.

Ставим себе задачу подготовить и принять нормативно-правовые акты, направленные на создание механизма дальнейшей модернизации и строительство новых объектов электрогенерации. В качестве источника мы предлагаем использовать высвобождающиеся объемы средств от ДПМ по тепловой генерации. Механизмами для проведения модернизации могут быть и механизм гарантированных инвестиций, и традиционный КОМ и замена старой мощности на новую в определенной пропорции. Эти механизмы мы сейчас обсуждаем с отраслевым сообществом. Полагаем, что все необходимые решения должны быть готовы к концу этого года, чтобы и у инвесторов, и у промышленности в первую очередь, у энергетического машиностроения было достаточно времени для подготовки и реализации этих планов.

Минэнерго совместно с отраслевым сообществом продолжит работу по подготовке концепции развития конкуренции на розничных рынках, которая, в том числе, предполагает стимулирование к заключению свободных двухсторонних договоров потребителями напрямую с производителями электроэнергии. Мы планируем также принять и начать реализацию закона о лицензировании деятельности энергосбытовых компаний, а также о разработке законодательства, о деятельности расчетно-кассовых центров и перехода ресурсоснабжающих организаций на прямые договоры с потребителями и с физическими лицами. Надеемся также, что эти законы будут поддержаны Правительством и приняты в самое ближайшее время.

В этом году мы продолжим работу по реализации планов стратегии развития сетевого комплекса, уделив первостепенное значение принятию решения по резерву сетевой мощности и дальнейшему уменьшению числа неэффективных ТСО.

Также важнейшее значение мы придаем решению проблемы стратегического планирования в электроэнергетике, которое лежит в плоскости кардинального изменения системы, сложившейся за последние годы, не возврата к централизованной системе перспективного планирования, посредством создания единого центра компетенции.

Продолжится работа по реализации крупных инвестиционных проектов. Здесь я бы обратил внимание из того, что в качестве задач на 2017-й год стоит, это подготовка к чемпионату мира 2017-го года, это строительство объектов генерации в Крыму и объектов генерации в Калининграде.

Один из ключевых вопросов, требующих решения, это, на мой взгляд, проблема роста перекрестного субсидирования. Совместно с коллегами из Минэкономразвития, ФАС России нам необходимо найти подходы к решению этой проблемы. В первую очередь в электрических сетях. Минэнерго России предлагает для решения проблем перекрестного субсидирования ввести дифференциацию тарифов на услуги передачи электроэнергии ФСК для прямых потребителей и территориальных сетевых организаций. А также перераспределить бремя содержания перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе на всех потребителей. ТСО и ФСК, а также рассмотреть вопрос о продлении ряду регионов «Последней мили». Кроме этого считаем правильным в ближайшее время перейти на регулирование сетей с использованием механизма регуляторного соглашения.

Уважаемые коллеги, как уже отметил Аркадий Владимирович, в работе Минэнерго большую долю занимает международная деятельность, и Минэнерго осуществляет активное взаимодействие с зарубежными партнерами в рамках МПК, Советов по торгово-экономическому сотрудничеству. Мы возглавляем 11 МПК и участвуем в работе 101 рабочей группы по энергетике. Минэнерго продвигает интересы российского ТЭК на многостороннем треке через диалог с 45-ю международными организациями и форумами. В рамках международной деятельности мы продолжим работу по развитию энергетического сотрудничества с зарубежными странами, а также по укреплению позиций российских энергетических компаний на рынках зарубежных стран и по совершенствованию международной правовой базы в сфере энергетики.

Большинство перечисленных мною ключевых задач, стоящих перед Министерством, мы будем реализовывать с применением механизмов проектного управления. Для этого у нас создан проектный офис и определены первые ведомственные проекты.

В заключение, уважаемые коллеги, своего выступления я бы хотел особо еще раз подчеркнуть, что удовлетворение потребностей в энергоресурсах наших внутренних потребителей, это является одной из задач и последовательная реализация всех наших планов должна быть нацелена на стратегическое развитие нашего отечественного ТЭК. Мы говорим не только о внутреннем рынке, но и о необходимости повышения конкурентоспособности отраслей ТЭК, удержанию и наращиванию наших политических и экономических позиций на мировых рынках.

Мы также еще раз подчеркиваем, что российский ТЭК является ключевой бюджетообразующей отраслью, основой формирования ВВП, и, безусловно, от его успешного развития зависит развитие многих отраслей экономики. Несмотря на стоящие перед нами вызовы, нам нужно держать руку на пульсе, заниматься инновациями, повышать энергоэффективность, внедрять самые современные технологии и материалы.

Необходимо также полнее учитывать долгосрочные тренды в развитии энергетики, с целью извлечения максимальной выгоды из нашего ресурсного и технологического потенциала. Эта работа потребует от нас и наших сотрудников серьезных усилий и высокой самоотдачи. Уверен, что совместными усилиями мы сможем обеспечивать лидерство российского ТЭК в мире.

Еще раз хочу поблагодарить всех участников нашей коллегии за сотрудничество и продуктивный настрой.

Большое спасибо за внимание!