Вы здесь

Back to top

«Дорожная карта» «Энерджинет» Национальной технологической инициативы

28 сентября 2016 г. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России одобрена «дорожная карта» «Энерджинет» Национальной технологической инициативы.

Национальная технологическая инициатива (НТИ) обозначена Президентом Российской Федерации как один из приоритетов государственной политики по развитию отраслей нового технологического уклада и выходу России на «рынки будущего».

«Дорожная карта» «Энерджинет» НТИ направлена на развитие отечественных комплексных систем и сервисов интеллектуальной энергетики и обеспечение лидерства российских компаний на новых высокотехнологичных рынках мировой «энергетики будущего» в ближайшие 15-20 лет.

В 2019 году Межведомственной рабочей группой по разработке и реализации НТИ при Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России были поддержаны два новых проекта, реализуемых в рамках дорожной карты «Энерджинет»: «Канатоход» и «∀Платформа».

Проект «∀Платформа» одобрен 7 августа 2019 г. и направлен на формирование инструментальной цифровой платформы, на базе которой будут создаваться и сервисы (продукты) для управления распределенной энергетикой.

Проект «Канатоход» одобрен 12 декабря 2019 г. и представляет собой роботизированную систему мониторинга и технического обслуживания ЛЭП, находящихся под напряжением, в режиме реального времени. Система включает наземную станцию, программное обеспечение и линейку беспилотных аппаратов, оснащенных диагностическими либо ремонтными модулями.

Всего с 2016 года в рамках «дорожной карты» «Энерджинет» НТИ одобрено к реализации семь проектов.

В 2019 году были подведены итоги реализации проекта «Цифровой район электрических сетей – Янтарьэнерго» на базе Мамоновского и Багратионовского районов электрических сетей (РЭС) Калининградской области проводилась отработка прототипов цифровых технологий, обеспечивающих создание районной электрической сети нового технологического уклада. Было проведено внедрение трех ключевых подсистем интеллектуальной энергетики: автоматизации аварийных режимов работы воздушной распределительной сети, комплексной системы энергомониторинга, а также комплексной системы оперативно-технологического и ситуационного управления. Реализация проекта позволила провести пилотное внедрение перспективных технологий в реальных условиях, добиться повышения надежности энергоснабжения и сократить капитальные и операционные затраты. Также была создана масштабируемая бизнес-модель РЭС нового поколения.

В целях создания условий для выхода на рынок субъектов в принципиально новых видах деятельности с инновационными бизнес-моделями в 2019 году продолжена реализация плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации НТИ по направлению «Энерджинет», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации 28 апреля 2018 г. № 830-р.

В его рамках принято постановление Правительства Российской Федерации от 20 марта 2019 г. № 287 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования агрегаторов управления спросом на электрическую энергию в Единой энергетической системе России, а также совершенствования механизма ценозависимого снижения потребления электрической энергии и оказания услуг по обеспечению системной надежности». Документ направлен на создание правовых условий для реализации комплексного пилотного проекта «Энерджинет» по созданию агрегаторов спроса и предложения. Новые субъекты оптового рынка электрической энергии и мощности призваны обеспечить одновременное управление электропотребляющим оборудованием нескольких потребителей и создать условия для ценозависимого снижения потребления.

В 2019 году АО «СО ЕЭС» проведены три конкурентных отбора исполнителей услуг по управлению спросом на электроэнергию. Основным критерием проведенных отборов являлась минимизация общей стоимости совокупного объема оказания услуг по управлению спросом. Все поданные в рамках отборов ценовые заявки находились ниже предельных уровней цен, установленных ФАС России.

В проработке находится еще ряд нормативных правовых актов, направленных на развитие активных энергетических комплексов, энергоснабжение изолированных и удаленных территорий, применение систем накопления и выдачи в сеть электроэнергии, потребительских сервисов на базе распределённых реестров и смарт-контрактов.