Вы здесь

Back to top

Доклад Министра Александра Новака по вопросу введения НДД на совещании "О развитии нефтяной отрасли в Российской Федерации" под руководством Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева

Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые Коллеги!

В соответствии с Вашим поручением  Минэнерго России совместно с Минфином России при активном участии нефтяных компаний провели работу над совершенствованием налоговой системы нефтяной отрасли посредством введения налога на дополнительный доход от добычи нефти – НДД.

Для сохранения стабильного уровня добычи и поступлений компании должны иметь стимул для поддержания инвестиционной активности, иметь достаточно привлекательные условия для этого.

При этом основной нефтедобывающий регион (Западная Сибирь), где сосредоточено более 60% от всех нефтяных запасов страны и имеется развитая инфраструктура, находится в стадии стагнирующей (снижающейся) добычи.

С 2010 года по 2016 год добыча нефти в Западной Сибири (без учета льготируемого по НДПИ ЯНАО), снизилась с примерно 307,5 млн тонн до примерно 285,5 млн тонн в год (только по ХМАО добыча сократилась на 27 млн тонн, то есть на 10%).

Условия работы нефтяных компаний ухудшаются по объективным причинам - по геологическим. Снижается дебит на действующих месторождениях (с 69 баррелей в сутки в 2012 году до примерно 64,8 баррелей в сутки в 2016 году) при росте обводненности на старых скважинах. Для поддержания добычи приходится бурить на много больше и глубже: средняя глубина выросла на 162 м. с 2012 по 2016 г. (с 2810 до 2972 м), а общая проходка за 5 лет выросла на 22% (с 21187 до 25786 тыс. м). При этом также растет количество ГТМ, необходимых для обеспечения экономически обоснованных дебитов – количество ГРП выросло в 1,4 раз за 5 лет.

КИН у нас в среднем около 27-28%, при среднесрочном потенциале в 32%-35% и выше. Но потенциал может быть достигнут только в случае применения более совершенных технологий, в том числе применение третичных методов нефтеотдачи пластов, для этого необходим экономический стимул.

В этой связи необходимо менять принципы налогообложения нефтяной отрасли с сохранением общего уровня бюджетных поступлений. Очевидно, что изъятие природной ренты с помощью оборотных фискальных инструментов (НДПИ и экспортная пошлина) не оказывает стимулирующего влияния на повышение коэффициента извлечения нефти. Оно просто не оставляет средств для инвестирования в новые эффективные технологии.

В этой связи целесообразно введение новой системы налогообложения нефтяной отрасли, основанной на экономических показателях разработки месторождений, привязанной к финансовому результату, т.е. принятие законопроекта, предусматривающего введение НДД.

Концепция законопроекта характеризуется следующими подходами:

НДД будет распространяться на 4 группы месторождений:

  1. 1 группа – новые месторождения в Восточной Сибири с выработанностью менее 5%;
  2. 2 группа – месторождения, пользующиеся льготой по экспортной пошлине;
  3. 3 группа – действующие месторождения в Западной Сибири с выработанностью от 10% до 80% (квота не более 15 млн. тонн в год по фактическим заявкам компаний)
  4. 4 группа – новые месторождения в Западной Сибири с выработанностью менее 5% с совокупными запасами не более 50 млн. тонн в год;
  5. базой для исчисления НДД является расчетная выручка от операционной и инвестиционной деятельности по разведке и добыче углеводородного сырья на лицензионном участке, уменьшенная на величину фактических расходов, НДПИ, экспортной пошлины, транспортных расходов и т.д.; налоговая ставка НДД – 50%;
  6. для обеспечения бюджетной стабильности сохранена уплата НДПИ, но на более низком по сравнению с действующей налоговой системой уровне;  
  7. для новых месторождений предусмотрены льготные налоговые условия: льготный период по уплате НДПИ, перенос убытков текущего периода на будущие периоды, а также учет исторических убытков для новых месторождений новых регионов нефтедобычи.
  8.  сформирован перечень пилотных проектов в Западной Сибири (3-я группа месторождений – действующие месторождения Западной Сибири), который включает в себя 35 лицензионных участков, разрабатываемых ПАО «НК «Роснефть», ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «Газпром нефть», ОАО «Сургутнефтегаз» и независимыми нефтяными компаниями. Совокупная добыча нефти в 2016 году по указанными участкам составила 14,7 млн тонн, извлекаемые запасы нефти – около 900 млн тонн.

Для всех месторождений предусмотрен добровольный порядок перехода на НДД. Применение НДД по проектам позволит увеличивать расходы компаний, вовлекая «краевые» запасы за счет: увеличения объемов бурения, роста числа и сложности операций по работе с фондом скважин (это и обработка призабойной зоны пласта, зарезка боковых стволов, применение гидроразрыва пласта и др.) .

По результатам анализа ключевой пилотной группы – действующие месторождения в Западной Сибири (3 группа), переход на НДД указанных участков недр позволит в 2019-2035 гг. осуществить более 0,5 трлн рублей дополнительных инвестиций и увеличить добычу нефти более, чем на 100 млн тонн относительно текущего профиля добычи. При этом бюджетные поступления за указанный период от данной деятельности также увеличатся на почти 1 трлн  рублей (в среднем за 18 лет около 50-60 млрд рублей в год)

При этом выпадающие доходы бюджета будут иметь место только в течение первых двух лет (2-3 млрд руб), при этом на 4-ый год они будут полностью компенсированы.

В настоящее время Минфином России, Минэнерго России и нефтяными компаниями подготовлена и согласована, а также внесена в Правительство редакция законопроекта о введении НДД в нефтяной отрасли.

С учетом вышесказанного прошу Вас, Дмитрий Анатольевич, поддержать и дать поручение вынести для рассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации и внесения в Государственную Думу ФС РФ с целью последующего принятия в 1 квартале 2018 года и вступления в силу указанного налогового режима с 1 января 2019 года.